КИЕВ. 8 сентября. УНН. Украинские ТОП-дипломат и уже полгода как министр иностранных дел Дмитрий Кулеба хочет услышать белорусскую оппозицию, осуждает травлю Витольда Фокина, считает, что Донбасс далек от критериев для проведения выборов, и утверждает, что на встрече с Ираном в октябре не будут считать компенсации за сбитый самолет МАУ. Об этих и других темах с главой внешнеполитического ведомства страны в пятницу, 4 сентября, пообщался УНН.
Беларусь
- Александр Лукашенко (президент РБ - ред.) сейчас довольно часто общается с российским президентом Владимиром Путиным. Также на белорусских СМИ работают российские журналисты, привлеченные пропагандисты, такие как Соловьев... К чему по вашему мнению склоняет Путин Лукашенко?
К Союзного государства. Те, кто следил внимательно за событиями в Беларуси еще до того, как развернулся нынешний политический кризис, знают, что ключевым процессом, который происходил, были попытки Владимира Путина поставить и окончательно реализовать сценарий Союзного государства. Под этим сценарием подразумевается поглощения по сути Беларуси Российской Федерацией, взятие этой страны под полный контроль, при формальном сохранении независимости Беларуси. Сейчас Российская Федерация пытается воспользоваться случаем, чтобы довести этот процесс до логического финала. И мы видим, что именно это и разворачивается. Я думаю, что, по сути, та цена, которую выставляет Россия Беларуси, белорусской власти сегодня за поддержку в урегулировании внутриполитического кризиса - это полная реализация сценария Союзного государства.
- Мы для своей страны видим это как угрозу национальной опасности?
Безусловно. Это - угроза. Позиция очень простая: любое укрепление позиции России в Беларуси представляет угрозу для национальных интересов Украины. Украинский интересам отвечает независимая, сильная Беларусь. Мы уважаем право Беларуси осуществлять ту внешнюю политику, которую она для себя считает выгодной, здесь вопросов нет. Но это должна быть именно внешняя белорусская, а не внутренняя российская политика.
- Можем ли мы в ближайшее время на территории соседней республики увидеть "вежливих людей"?
Как мне сказал один иностранный коллега, Путин обещает не вводить в Беларусь российские вооруженные силы, но не вводить "зеленых человечков" он не обещает. Поэтому, безусловно, мы понимаем, что в России есть наработанный с 2014 года в Украине арсенал того, как действовать. Безусловно, эти заявления о мифических 200 украинских "экстремистах" на территории Беларуси, в частности, могут быть использованы в качестве прикрытия для ввода туда своих бойцов, и обвинить при этом Украину. Здесь возможен ряд сценариев событий, и мы за ними всеми следим. Но самое важное, что мы понимаем логику этих действий, потому что мы через все это проходили.
- Недавно вышло интервью господина Туска (премьер-министр Польши и экс-президент Европейского совета, действующий глава крупнейшей в ЕС Европейской народной партии Дональд Туск - ред.) относительно инициатив господина Лукашенко об украино-белорусском союзе во главе с ним. Можете прокомментировать эти заявления? Может, еще в 2014 году вам было известно о таком?
Нет, я с удивлением узнал об этой инициативе. Это, знаете, люди постоянно разговаривают между собой, и всегда есть спрос на креативные идеи. Очевидно, что президент Беларуси выступил с креативной идеей, которая ему понятна, которая вписывается в его координаты и его представления о мироустройстве: есть Союзное государство с Россией, будет еще Союзное государство с Украиной. Но мы все же стоим на том, что наш выбор - это взаимовыгодные, дружеские и близкие отношения двух независимых и суверенных государств - Украины и Беларуси. А опыт всяких попыток создания союзного государства мы оставляем нашим белорусским и российским коллегам.
- Если господин Лукашенко останется у власти, а к этому есть предпосылки, - сейчас мы приостановили наши отношения с Беларусью, - будем ли мы в таком случае пытаться их наладить?
Мы не приостановили отношения, мы поставили контакты на паузу. Здесь есть определенная разница. Безусловно, мы должны исходить из реальной действительности. Никто не планирует с Беларусью строить железную стену, воображаемую или реальную, для того чтобы от нее отгородиться. Просто те действия, к которым прибегали белорусские власти для подавления протестов - нарушение прав человека, избиения людей и пытки - они недопустимы, не реагировать на эти вещи невозможно. Поэтому мы сказали, что до стабилизации ситуации в Минске, в Беларуси, до того момента, пока мы не сможем комплексно оценить новую реальность, которая наступит по результатам этого кризиса, мы ставим контакты на паузу.
Но, безусловно, останутся контакты по линии министерств иностранных дел двух стран. Они должны остаться, потому что есть куча неотложных вопросов, требующих решения, и такой канал должен сохраняться.
- Когда начались протесты в Беларуси, стало известно о задержании там нескольких наших граждан. Тогда МИД направил несколько нот в Республику. Вчера стало известно, что задержали еще одного нашего гражданина в Беларуси. Сколько всего там находится наших задержанных граждан? Сколько их было задержано с начала протестов? Какая сейчас ситуация?
Действительно, был задержан журналист, ваш коллега. Он - гражданин Украины. Сразу после того как узнали о задержании консул установил место его нахождения, установил контакт, планы белорусских властей дальнейшие. Благодаря качественным и слаженным действиям посольства Украины в Беларуси, наших консулов и адвоката потерпевшего, в пятницу мы добились результата: суд освободил его из-под стражи.
Каждый гражданин Украины, который попадет в Беларуси в беду, может рассчитывать на полное содействие со стороны украинского посольства и МИД, независимо от своих политических взглядов. Если это гражданин Украины - мы будем устанавливать с ним контакт и помогать.
До этого случая уже были задержания граждан Украины. В конце концов, все были освобождены. Те из них, кто изъявил желание воспользоваться помощью посольства, чтобы вернуться в Украину, такую помощь получили. Но часть из них сказала, что они благодарят, но остаются, потому что у них там какие-то свои связи, или они живут в Беларуси, поэтому остаются там. Но каждый, кто сказал, что хочет вернуться домой - мы всем помогли вернуться безопасно домой.
- Известно ли вам, сколько вообще сейчас граждан Украины находится в Беларуси, и насколько для них это, возможно, опасно? Потому что теперь их называют "экстремистами"...
Это вообще нереально посчитать. У нас открытая граница, можно посмотреть миграцию пересечения границы. Кстати, мы не наблюдаем какого-то "взрыва" в количестве людей, которые с территории Беларуси пытаются въехать на территорию Украины. Несмотря на то, что есть в общественном сознании мысли, что куча белорусов пакует вещи и мчится, пытаясь пересечь границу, спастись от режима... Нет, мы такого не видим, резкого роста нет. Плюс, есть еще такой фактор пересечения границы - много белорусов ездят в отпуска через аэропорт Борисполь, или летают в туры, или отдыхают в Украине. Сейчас самое конец сезона отпусков, и у нас реальное количество людей, которые едут из Украины в Беларусь, больше, чем количество людей, которые из Беларуси въезжают в Украину.
- О паузу в контактах с Беларусью... Планировалось проведение украино-белорусского форума в октябре. Возможно, известно какая сейчас ситуация?
Такая же - подготовка форума поставлена на паузу.
- То есть не известно, отменен он или нет?
Мы все поставили на паузу. Зачем отменять? Мы же не знаем, какой завтра будет ситуация. Здесь нужно занимать очень взвешенный подход, принципиальный, но взвешенный. Именно такой подход мы реализуем. Беларусь никогда не представляла для нас угрозы. Мы никогда не представляли угрозы для Беларуси. Поэтому у нас сложились дружеские, очень глубокие отношения на всех уровнях. Поэтому мы ни от чего не отказываемся. Но все ставим на паузу до того момента, пока не увидим ту новую реальность, с которой нам придется иметь дело в Беларуси.
- Было у МИД общения с оппозицией в Беларуси? Может, мы имеем какую-то позицию по Тихановськой, Латушко...
Я хочу увидеть, хочу услышать (воспользуюсь вашим интервью, надеюсь они прочитают) позицию белорусской оппозиции относительно дальнейшего развития отношений с Украиной. Я ничего на эту тему не слышал. Я только слышал заявления госпожи Тихановськой о Крыме, она сказала что не владеет информацией, что там на самом деле произошло в 2014 году, и когда она станет президентом, то она обязательно выяснит, что там произошло и определит свою позицию. Я знаю, как господин Латушко действовал, когда был послом Беларуси при ЮНЕСКО, при рассмотрении вопросов, связанных с незаконной оккупацией Крыма Россией и системным нарушением прав человека на полуострове. Вы же понимаете, что действовал он не так, как ожидала бы украинская сторона от дружественного, соседнего государства. Поэтому, я сейчас слышу много заявлений лидеров белорусской оппозиции об их отношении к России, и это, кстати, очень позитивные заявления - все они рассчитывают на дружеские отношения с Россией. Было бы очень полезно, если бы они выразили свое отношение к Украине, о том, как они будут оценивать и относиться к российской агрессии против нашего государства, к незаконной оккупации украинских территорий. Это очень простые заявления, которые могут прозвучать и стать четким сигналом для Украины.
Мы, со своей стороны, в тяжелые времена для белорусского общества заняли очень четкую позицию, осудив насилие белорусской милиции против протестующих. Пора теперь и нам услышать позицию лидеров белорусской оппозиции о будущем белорусско-украинских отношений.
- Если в Беларуси все же состоится честная смена власти, изменится по вашему мнению позиция беларуси по ключевым для нас вопросом?
Сейчас вы понимаете в чем проблема: никто не понимает, кто может прийти к власти в Беларуси в случае ее изменения, кто тот единственный кандидат, на которого будет в конечном итоге сделана ставка оппозиции. Это их ситуация, их выбор, мы в эти процессы не вмешиваемся, Беларусь должна сама разобраться со своими делами. Я думаю, что протест, в конце концов, может породить лидера, вывести кого-то на вершину, потому что сейчас есть несколько фигур, которые особенно яркие. А возможно останется Лукашенко президентом. Сейчас тот момент, когда спрогнозировать финал этой истории в плане персоналий очень сложно. Но я убежден в том, что, независимо от персоналий, независимо от того, кто будет стоять во главе белорусского государства, Беларусь сейчас не делает выбор между Россией и Западом. И это очень важно понимать.
- Хотела спросить вас о "вагнеровцах" и их передачи России. Насколько это для нас было неожиданно - или мы до конца надеялись, что их нам все же отдадут, все же были предпосылки?
До конца надеялись, верили и рассчитывали, и доверяли Беларуси в этом вопросе. Поэтому, когда мы узнали, что несмотря на наличие всех юридических, политических и моральных оснований отдать этих людей Украине, по крайней мере некоторых из них - ключевых персонажей - они были все, скопом, переданы России, это был даже не удар в спину, это был такой удар в сердце с улыбкой на лице.
- Вас спрашивали недавно о ситуации с гражданами Беларуси, которые приезжают в Украину - о предоставлении им вида на жительство. Вы сказали, что это не ваша компетенция, но вы попробуете разобраться. Собственно, удалось прояснить ситуацию? Возможно, увидим какие-то решения в правительстве?
Это было в четверг вечером, а в пятницу мы со всем разобрались, устранили все проблемы. Если вы заметили, то с пятницы мы не слышали никаких сообщений о том, что кто-то из граждан Беларуси не может въехать на территорию Украины. Вы слышали о таком?
- Нет.
Видите, в пятницу до обеда еще слышали, а с обеда пятницы уже не слышали, потому что мы все проблемы решили. Вот сейчас очень много новостей, Польша и Литва сделали для Беларуси то, сделали то. Открыли это... А что делает Украина? - Украине ничего не надо делать, потому что у нас и так все для белорусов открыто. Граждане Беларуси могут свободно въехать на территорию Украины по зарубежным паспортом. У него (гражданина РБ - ред.) здесь есть 90 дней для решения своих дальнейших планов. Потому что у нас безвизовое и свободное движение. За 90 дней он может найти себе работу, подать документы на разрешение на работу, может найти своих родственников, или попросить родственников, которых уже давно нашел, и оформить вид на жительство. Он может подать документы на статус беженца при въезде - до шести месяцев рассматриваются эти документы, когда человек свободно может находиться в стране. У нас все механизмы для свободного въезда белорусов есть. В отличие от Польши или Литвы, где действовали визовые режимы, поэтому им приходилось вводить особые правила по этому поводу. Украина в этой ситуации помогает искренне дружественному белорусскому народу (я говорю "дружественному", потому что я не верю в концепцию "братских народов", всю это лабуду о "братских", "сестринских" народах). Но это очень близкие друзья, и мы будем им помогать.
Переговоры
- Минск как площадка уже не кажется таким надежным. Какие есть альтернативы? Кажется, господин Кравчук (председатель украинской делегации в ТКГ, первый президент Украины Леонид Кравчук - ред.) предлагал Швецию или Швейцарию, возможно, у вас есть другие варианты?
Уже столько названо различными спикерами вариантов, что, кажется, можно в тотализаторе ставить на следующую столицу, где будет заседать Трехсторонняя контактная группа. Шучу.
Однозначно, этот вопрос сейчас не насущный. Я понимаю, что это сейчас популярно с точки зрения обсуждения, но острой необходимости в решении этой проблемы сейчас нет, потому что все заседания виртуальные. ТКГ вчера заседало, все прекрасно. Знаете, в Минском процессе сейчас от Минска - одно название. Но мы, безусловно, держим в голове эту потенциальную проблему. Потому что, если ситуация в Беларуси будет ухудшаться, деградировать дальше, может наступить момент, когда нам придется принимать решение. Однако я очень прошу всегда помнить, что для того чтобы перевезти ТКГ из Минска, нужно решение трех участников ТКГ, а это Украина, ОБСЕ и Российская Федерация.
- У вас планируется "нормандская" встреча министров, скорее всего в сентябре, после встречи советников. Во время визита в Киев господин Маас, глава МИД ФРГ заявил, что, вероятно, будет обсуждаться и формула Штайнмайера (на встрече министров), это предполагает и обсуждение выборов. Готовы ли вы на компромиссы на этой встрече в "нормандском формате"? Ведь, насколько я знаю, в ТКГ Россия ставит нам ультиматум касательно этих выборов.
Россия может ставить сколько угодно ультиматумов, но мы всегда будем руководствоваться не ультиматумами, а национальными интересами нашего государства. Я убежден, что нашим интересам отвечает безопасность на востоке. Это когда не убивают наших солдат, и наши солдаты не получают ранения в боях. Введению режима прекращения огня с 27 июля содействовали все, и Президент Зеленский сыграл ключевую роль в этом процессе, и переговорные команды, и наши партнеры из Германии, Франции. И этот режим без погибших и раненых в бою украинских военных уже продолжается 42 дня (интервью было записано 4 сентября - ред.), дольше любых предыдущих попыток установить "тишину" на востоке Украины. Позорное убийство вооруженными формированиями РФ военного не останется безнаказанным. И мы делаем все, чтобы мир видел, кто нарушает прекращении огня. Потому что первейшее для нас - это безопасность. Если есть безопасность, тогда можно говорить о политике. И здесь второй интерес Украины.
Да, мы хотим реинтегрировать эти территории. Для этого там нужно будет провести выборы. Но и наша позиция абсолютно четкая и бескомпромиссная - эти выборы должны состояться на территории, освобожденной от российских вооруженных сил и поддерживаемых ими незаконных вооруженных формирований, у нас не должно быть дырявой границы с Россией, потому что невозможно провести честные выборы, если можно по-тихому из России устраивать "карусели" и завозить все что хочешь. Третье - должна функционировать полноценная инфраструктура, необходимая для выборов, и это должна быть украинская инфраструктура - правоохранительные органы, Центральная избирательная комиссия, свободный доступ к СМИ. То есть выборы должны состояться в соответствии с Копенгагенскими критериями ОБСЕ. Точка. Там, в этих условиях, все расписано. Это должен быть нормальный процесс, для того чтобы выборы были легитимны, чтобы их результат можно было признавать. Как мы в эту точку придем, какие мы должны принять законы, какого содержания - это другой вопрос, и здесь есть пространство для компромисса. Но я хочу сказать, что, что бы ни происходило на пути к этим выборам, они должны состояться исключительно как я сказал - при наличии таких условий. И формула Штайнмайера не является ключевой проблемой. Наша задача - провести выборы из таких условий, которые я назвал. В таком случае, я считаю, наши национальные интересы будут защищены.
- То есть, по вашему мнению, нам еще далеко до тех критериев, которые вы называли?
Далеко. Но мы довольно быстро можем туда прийти, если на это будет воля Российской Федерации.
- Какие еще темы планируется обсудить на встрече министров в "нормандском формате"?
Например, доступ ОБСЕ на оккупированные территории. Потому что доступ пока ограничен, российской стороной, но везде записано просто огромными буквами, что ОБСЕ должно пользоваться беспрепятственным, безусловным доступом. А этого беспрепятственного, безусловного доступа - нет. Поэтому это будет тоже одним из вопросов, который мы будем обсуждать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В ОБСЕ сообщили о статистике нарушений режима прекращения огня на Донбассе
- Не так давно заместитель главы украинской делегации в ТКГ Витольд Фокин сделал несколько резонансных заявлений. Не буду его сейчас критиковать. Но, вчера (3 сентября) ситуацию прокомментировал представитель ОРДЛО в ТКГ Сергей Гармаш, и сказал, что слова Фокина перекрутили в СМИ. Вы сами, или кто-то из министерства, общались с господином Фокиным касательно его заявлений, или с представителями украинской стороны в ТКГ?
Я лично, и как гражданин, и как министр иностранных дел, не разделяю те резонансные слова, которые попали в СМИ. Они также не соответствуют официальной позиции Украины. В то же время, я не поддерживаю травли и "распинание" господина Фокина, длящееся уже около недели.
- Но, надо быть осторожным в вопросах государственной политики и национальных интересов...
Надо быть крайне осторожным. Но мы все - живые люди. Я тоже могу что-то случайно не то сказать, и это также попадет на страницы. Я его не оправдываю, каждый должен нести ответственность за то, что он говорит. Но уже все неделю обсасывают эти его слова, уже есть опровержение руководителя Офиса Президента Андрея Ермака, было опровержение министра иностранных дел, то есть меня, что это не официальная позиция Украины, а его личные взгляды. Давайте поставим точку и прекратим его "распинать".
Иран
- Иран предложил нам новые даты следующего раунда переговоров - 18-21 октября. Украина уже предоставила ответ о проведении переговоров в эти даты, и возможно, уже есть информация о делегации?
Проведение второго раунда переговоров именно в октябре было согласовано здесь, в Киеве, во время первого раунда. Конкретные даты предложила иранская сторона. Я уверяю вас, что мы сделаем все, чтобы в октябре эти переговоры состоялись, поскольку они - в интересах Украины. Делегацию будет возглавлять мой заместитель Евгений Енин. Делегация будет состоять из всех специалистов и представителей смежных с МИД органов, которые нам нужны для обсуждения всего комплекса вопросов, связанного с сбиванием нашего самолета в Иране.
- Украина, насколько я понимаю, еще не получила от Ирана всю информацию относительно катастрофы, которая, в частности, может помочь в установлению компенсаций. Если до нашей следующей встречи - два месяца, есть ли вариант, что Украина просто не успеет рассчитать суммы компенсаций к переговорам?
Цель этого второго раунда - не в расчете компенсаций. Цель второго раунда как раз в официальном установлении всех обстоятельств трагедии. И это нам позволит выйти на расчет компенсаций.
- То есть, до расчета компенсаций еще много времени?
Сумма компенсаций не берется из космоса: мы хотим столько, а Иран скажет - мы хотим столько-то. Это был бы тупик. Нужно установить степень вины, что именно произошло, почему это произошло. И потом, с учетом определенного международного опыта, выходить на конкретные цифры. Но позиция Украины очень четкая: несомненным является тот факт, что вооруженные силы Ирана сбили украинский самолет, это абсолютно точно. Соответственно, компенсации за это преступление должны быть максимально высокими. Я понимаю, что часть общества больше всего интересует сумма компенсации, сколько заплатят, но сводить эту трагедию только к деньгам - мне кажется, это категорически неправильно. Я бы шире ставил вопрос. Наша цель в этом деле - это справедливость. Деньги является лишь одной из составляющих справедливости. Так же нас интересует, как будут наказаны те, кто привел к этой трагедии, какой в конце концов будет официальная позиция правительства Ирана по этой трагедии. Сейчас они не отрицают, что их система противовоздушной обороны сбила этот самолет. Поэтому, здесь есть комплекс факторов, и наша цель - это справедливость.
Хочу напомнить всем, что в этом процессе Украина не действует в одиночку. Мы, по сути, являются лидерами процесса, движущей силой от имени всех стран, граждане которых пострадали в этой катастрофе. Поэтому здесь мы представляем интересы целой группы стран.
- Если говорить о справедливости, можем ли мы ожидать, что перед правосудием предстанут, вероятно, даже высшие чины в Иране, которые могли отдать приказ сбить наш самолет?
Это задача следствия - пройти всю цепочку и понять, до какой высоты командования дошла эта ситуация. Безусловно, следствие должно установить эти вещи. Я не знаю, до какого звена дойдет, но следствие по этому должно быть проведено, и результаты этого следствия должны вызывать доверие.
Крым
- Украина недавно анонсировала платформу по деоккупации полуострова и пригласила присоединиться многие страны. Имеем ли мы уже ответ по какой-то из стран на участие в этой площадке?
Это очень большая история, поэтому она должна разворачиваться планово и постепенно. То что вы сейчас упомянули - это первый этап, когда мы информируем наших международных партнеров о том, что мы будем выходить с детальной концепцией, детальной инициативой этого. Чтобы они начинали привыкать с этим мнением и учились с ним жить, что это будет. Второй этап - это когда мы предоставим им уже детальное описание, не общее, концептуальное, а детальное описание того, как мы видим эту платформу. И вот когда они проработают это детальное описание, тогда они уже вернутся к нам с ответами о том, какую именно роль они готовы взять на себя в этом процессе - быть ли соавторами, или просто поддерживать. Но пока мы видим положительную реакцию тех партнеров, которых мы уже об этом проинформировали, потому что для всех очевидна необходимость действий на крымском направлении.
- Когда вы ожидаете, что заработает эта платформа?
Вчера меня тоже одна журналистка спрашивала: когда? И я ей сказал: дипломат если отвечает на вопрос "когда", то сразу ослабляет свою позицию. Потому другая сторона понимает, что тебе припекает, или наоборот, тебе не так важно и еще куча времени, и ты собственноручно таким образом ослабляет свою позицию. Я ожидаю, что эта платформа заработает еще при мне как при министре иностранных дел, я хочу видеть как эта идея будет реализована.
- То есть плюс-минус пять лет?
Я надеюсь, что мы достигнем этого результата гораздо быстрее.
- В Крым часто приезжают разные евродепутаты, уже появился "Почетный консул", не кажется ли вам, что это первые плохие звоночки в сторону так называемой легализации оккупации Крыма?
Нет. Это все маргинальные абсолютно усилия. Там есть один Почетный консул Никарагуа, я свою позицию по этому поводу озвучил. Мы уже проинформировали Никарагуа, что, если они не отзовут это назначение, то мы запустим механизм применения к ним экономических санкций. Что касается визитов - так они ездили с самого начала, это все европейский маргинес. Это правда, у России есть "дружки" и "агенты" в разных странах, некоторые из них имеют статус официальных лиц, депутатов Европарламента или депутатов национальных парламентов. Они их таскают понемногу в Крым, пытаясь показать всем, создать впечатление о легитимации. Но никакой легитимации нет, и ни одна европейская страна, тем больше Европарламент, не поддерживает незаконную оккупацию Крыма Россией. Поэтому, пусть тратят деньги, пусть возят этих людей, тщетно пытаясь создать фейковую реальность.
- Как вы видите деоккупации Крыму? Это должен быть определенный выход вооруженных сил оттуда, или Россия там проведет еще некий референдум? Как они должны возвращать полуостров?
Никаких референдумов. Деоккупация - это ситуация, когда наконец будут созданы такие обстоятельства, при которых Россия полностью устранится, выйдет с территории Крыма, во всех своих проявлениях. Вооруженные силы, ФСБ, РЖД, не важно. Просто взяли и уехали. Как это будет выглядеть - это уже другой вопрос, поживем - увидим. Но я не сомневаюсь в том, что это произойдет.
Я три года был послом в Страсбурге. Страсбург - столица Эльзаса. И там я очень много изучал опыт пребывания Эльзаса в составе Германии. И там тоже люди не верили, что это когда-то прекратится, и когда-то Германия выйдет из Эльзаса и туда вернется Франция. Но история - это такая штука, когда возможно все. И мы, Украина, делаем все от нас зависящее, чтобы это "возможно все" наступило. И я реально абсолютно искренне не сомневаюсь, что Украина вернет себе Крым.
Блиц
- Отравление Навального. Если Навальный или его команда попросят в Украине убежище, что мы ответим?
Я думаю, с гораздо большей вероятностью они попросят убежище в Германии.
- Но все же?
Будем рассматривать. Мне пока трудно представить такую ситуацию, но каждое заявление мы будем рассматривать.
- В деле MH17 Нидерланды подали иск в ЕСПЧ. Украина присоединилась/нет/планирует?
Планирует.
- США идут на сближение с Россией...
Нет у США сближения с Россией.
- Выступление Зеленского ГА ООН планируется, как и выступление Путина. Возможна их встреча?
Нет, потому что на сейчас это видео-выступления.
- Вакцина от коронавируса. Если Россия нам предложит вакцину собственного производства, мы ответим?
Что мы эффективно сотрудничаем с Европейским Союзом, Соединенными Штатами и другими странами в этой сфере.
- Удалось уже договориться с кем-то о вакцине?
У нас есть очень предметный диалог с ЕС и очень тесный диалог с США, и когда я говорю "диалог" - это уже нарабатываются модели того, как мы можем получить доступ к вакцине, когда она окажется в их распоряжении.
- Байден (кандидат в президенты США Джо Байден - ред.) Сказал, что в случае, если он одержит победу на выборах, нам предоставят смертоносное оружие. Что мы на это скажем?
Мы уже купили смертоносное оружие, Джавелин, и не только ее. Будет больше оружия, укрепляет нашу безопасность - супер, мы только за.