“При работе на условиях концессии государство или местная община, не теряя права собственности на концессионное имущество, получает регулярный доход в виде концессионных платежей, инвестиции в восстановление или строительство объекта концессии, а также опытного оператора в соответствующей сфере. С этой точки зрения я считаю преимущества концессии по сравнению с приватизацией очевидными”, — рассказал эксперт.
Олег Матюша отметил, что за редким исключением, большинство государственных и муниципальных аэропортов в Украине находятся в состоянии упадка, а государство демонстрирует неспособность эффективно инвестировать средства в восстановление аэропортовой инфраструктуры и осуществлять ее эффективную эксплуатацию.
“В таких условиях, концессия может быть оптимальным и чуть ли не единственным вариантом привлечения частных инвестиций и быстрого восстановления аэропортовой инфраструктуры в Украине. Однако для успешности концессионных проектов важно сбалансировать интересы государства и частного партнера. С одной стороны, государство заинтересовано в восстановлении региональных аэропортов с незначительным пассажиро- и грузопотоком. С другой стороны, частные инвесторы заинтересованы в концессии только крупных аэропортов с пассажиропотоком в несколько миллионов в год”, — рассказал он.
Матюша отметил, что Министерстве инфраструктуры Украины намерено предложить инвесторам компромиссный вариант “пакетной концессии” аэропортов, имеющих цель как государственного так и частного интереса.
“Это когда одновременно с аэропортом с прибыльным аэропортом с имеющимся большим или перспективным пассажиропотоком в концессию инвестору будут передаваться также 1-2 небольших региональных аэропортах с обязательством по их восстановлению и развитию. При надлежащей подготовке договора концессии, обеспечение выполнения таких обязательств инвестором не является проблемой”, — разъяснил он.
Напомним, министр инфраструктуры Владислав Криклий ранее заявлял, что Украина заинтересована в передаче аэропортов в концессию.
“Мы в принципе хотим запускать такую модель, где государство обеспечивает взлетную полосу и условия по аэродрому, а инвестор — вкладывает в терминал, его развивает, насыщает, сервисы запускает. Критическая инфраструктура — за нами, терминалы — за инвесторами”, — говорит министр.
Также напомним, в этом году Украина успешно передала в концессию морпорты “Ольвия” и “Херсон”.
В частности концесинер порта “Ольвия”, катарская компания QTerminals WLL кроме регулярных концессионных платежей по договору, должен инвестировать в модернизацию и развитие порта около 120 млн долл. США, а также дополнительно направить 2,9 млн долл. на развитие местной инфраструктуры.