Согласно данным издания, на борту разбившегося Ан-72 оказались охранники и водитель президентского лимузина. Экипаж – граждане России, Украины и Казахстана. Всего, по предварительным данным, погибли восемь человек.
В российском МИД сообщили, что пока не могут сказать, как погибшие российские летчики оказались в самолете, переданном вооруженным силам Демократической Республики Конго, и когда их тела будут возвращены на родину, потому что "спасательная операция на месте трагедии еще не закончена".
"За этой катастрофой тянется длинный шлейф авиапроисшествий, в которые вовлечены множество стран, долгие судебные процессы и обвинения в перевозках оружия. А еще – человек по имени Ваграм", - пишет издание.
По информации журналистов, 10 октября в 15:30 из аеропорта Гома на границе с Руандой транспортный самолет Ан-72 с регистрационным номером EK-72903 (кодом регистрации Армении) отправился в Киншасу, но через 59 минут связь прервалась. Спасатели нашли обломки самолета неподалеку от города Пунья в 400 километрах от Гомы. Погибли все находившиеся на борту люди – водитель президента республики Конго, трое охранников и четверо членов экипажа.
Посольство России в Демократической Республике Конго назвало имена двух россиян: пилот Владимир Садовничий 1958 года рождения и Виталий Шумков 1955 года рождения. Кроме россиян на борту самолета находился бортинженер, гражданин Казахстана, на профессиональном форуме пилоты называют его имя – Мергали. Четвертый член экипажа – бортинженер, гражданин Украины Сергей Горохов, родом из Одессы, до завершения контракта в Африке ему оставалось всего три дня.
Оба россиянина, погибшие в Конго на Ан-72, – пилоты с интересной судьбой. Владимир Садовничий в 2011 году был осужден в Таджикистане за контрабанду.
Второй погибший в Конго пилот – Виталий Шумков – фигурировал среди задержанных в Бангкоке в 2010 году членов экипажа Ил-76, который прилетел из Северной Кореи для дозаправки. На борту было обнаружено почти 40 тонн оружия.
Владельца самолета, на котором разбился русско-казахско-украинский экипаж, летчики транспортной авиации тоже знают очень хорошо и называют его между собой Ваграм, сообщают журналисты.
После катастрофы в ДРК власти Армении заявили, что самолет летал под фальшивыми регистрационными номерами. Борт был еще два года назад исключен из армянского реестра.
В расследовании армянского издания Hetq говорится о россиянине армянского происхождения Ваграме Симоняне. Он владеет авиакомпанией South Airlines CO с регистрацией в Конго и офшорами, которым, судя по материалам судебных решений в Украине и России, принадлежат несколько самолетов.
Раньше South Airlines была зарегистрирована на Сейшельских островах со штаб-квартирой в ОАЭ. Компания засветилась в утечке Panama Papers – там говорится, что владеет South Airlines именно Ваграм Симонян.
Эта компания владела двумя Ил-76, купленными у госуправления делами президента Украины в 2004 году, и транспортными самолетами Ан, говорится в расследовании. Разбившемуся в Конго самолету было более 30 лет.
Позже эти самолеты с армянской регистрацией оказались в распоряжении третьей известной журналистам авиакомпании Симоняна – зарегистрированной в Армении Skiva Air.
"Эксперты ООН и Conflict Armament Research располагают свидетельствами, что как минимум четыре самолета с регистрацией в Армении использовались для поставок армии Южного Судана в 2014 году. После расследования Европейская служба внешних связей сообщила об инциденте властям Армении, и у авиакомпании Skiva Air отозвали лицензию", - пишут журналисты.
Родственники пилотов, погибших 10 октября в ДРК, рассказали "Настоящему времени", что находятся на связи с Ваграмом Симоняном и до возвращения тел пилотов на родину не хотят комментировать обстоятельства трагедии.
Как сообщал УНН, 6 августа стало известно, что в Ливии беспилотник атаковал украинский самолет Ил-76ТД. В результате оператор экипажа судна получил ранения.