Цель законопроекта
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на урегулирование вопроса финансового обеспечения расходов на компенсацию в связи с повышением тарифов на электрическую энергию на оплату электрической энергии:
- населением, проживающим в жилых домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками,
- населением, проживающим в многоквартирных домах, не газифицированных природным газом и в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения,
- многодетными, приемными семьями и детскими домами семейного типа.
Детали
Законопроектом №4672 для предоставления такой компенсации предусматриваются расходы Минсоцполитики по новой бюджетной программе в сумме 1,4 млрд грн за счет уменьшения расходов по другой программе этого министерства.
К законопроекта не предоставлено надлежащее финансово-экономическое обоснование и расчеты. Главное научно-экспертное управление выразило замечания, но считает возможным применение предложенных инструментов решения вопроса в текущем году.
Кроме того, ВР предоставила разрешение председателю парламента Дмитрию Разумкова подписать законопроект безотлагательно и направить на подпись Президенту Украины.
Добавим, в контексте таких изменений ВР 28 января рекомендовала правительству вернуть спецтариф на электроэнергию до 100 кВт.
Ситуация в Украине
С 1 января 2021 в Украине отменено действие льготного тарифа на электроэнергию для населения.
Постановление Кабинета министров, которым повышается льготный тариф на первые 100 кВт-ч электроэнергии для населения, принята во избежание стремительного роста тарифа для населения с января 2021 года, так объяснили в Минэнерго.
Там отметили, что если бы не было принято решение, то цена на электроэнергию для бытовых потребителей формировалась бы на рыночных условиях, что привело бы к резкому, более чем в 2,5 раза, росту тарифа на электрическую энергию для населения (до около 3,3 грн/кВт-ч).
В Минэнерго объясняют, что изменения позволят обеспечить финансовую стабилизацию рынка электрической энергии за январь - март 2021 года и устойчивую работу энергетических предприятий, на которых возложены специальные обязанности по обеспечению общественных интересов (НАЭК "Энергоатом", ЧАО "Укргидроэнерго", НЭК "Укрэнерго").
Также в министерстве заверили, что совместно с НКРЭКУ и другими участниками рынка электрической энергии в ближайшее время намерены разработать усовершенствованный сценарий финансового сбалансирования рынка электрической энергии в 2021 году.
Следует добавить, что до 2020 года в своем отчете Европейская комиссия указала, что цены на электроэнергию в Украине почти на 38% выше средней стоимости в странах Европы. По этому показателю Украина оказалась рядом с такими странами как Греция, Мальта, Болгария, Венгрия и Польша, где цены на электроэнергию самые высокие в Европе.
"Тарифную" проблему власть взялась "срочно" решать на фоне протестов. Так, с 1 января, кроме цен на электроэнергию, также повысилась цена на газ для населения, что возмутило граждан, которые массово начали выходить на улицы с митингами.
"Газовый вопрос" начали решать 18 января. Тогда Кабмин утвердил предельную цену на газ в 6,99 грн за кубический метр, что должно снизить цену на газ для населения до такого уровня. Согласно правительственному постановлению, цена будет действовать с 1 февраля 2021 года на период действия карантина, но не более чем до 31 марта 2021 года.
Правда, цена на газ от ГК "Нафтогаз Украины" на январь составляет 7,22 грн/куб. То есть, анонсированное "30-процентное" снижение от правительства Шмыгаля только на почти 3,2% или 23 копейки отличается от "нафтогазовского" предложения.
На данный момент почти все украинские газопоставщики опубликовали цены на голубое топливо для населения в феврале. Сразу семь компаний выставили цену ниже предельной, а вот остальные 45 предприятий будут продавать газ в следующем месяце по рекомендуемым Кабмином 6,99 грн за кубометр.
При этом еще в декабре 2019 года Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал снижение тарифов для людей на почти 50%.