Результаты аудита представлял и.о. руководителя ГП "Укрспирт" Сергей Блескун. Он рассказал, что во время аудита была исследована деятельность 83 предприятий, а именно: 41 предприятия ГП "Укрспирт", 39 государственных предприятий концерна "Укрспирт", 1 государственного предприятия ГУД, 2 государственных предприятий ПАО "Медпром".
Аудит длился 2 месяца, и по его результатам было установлено, что в течение последнего года работали только 40 из 83 заводов. Остальные 43 - простаивают длительное время.
"29 из 83 заводов оборудованы зарегистрированными расходомерами-счетчиками спирта этилового; зарегистрированы как акцизные склады в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СEAPПСЕ). При этом, 22 из 83 заводов имеют неудовлетворительное техническое состояние", - рассказал Блескун.
По результатам технического аудита определены 4 категории предприятий:
- Производство пищевого спирта для водочных предприятий, водочных изделий и медицинской субстанции (31 предприятие);
- Производство биоэтанола (10 предприятий);
- Производство спирта денатурированного (11 предприятий);
- Промышленные площадки (29 предприятий).
Интересно, что технический аудит предприятий спиртовой отрасли проводили эксперты четырех компаний:
- ГП "Укрспирт";
- ООО "Глобал Спиритс Групп" ТМ Хортица;
- ООО "ЛВН Лимитед" ТМ "Nemiroff",
- ООО "Национальная водочная компания" ТМ "Первая Гильдия", ТМ "HLIBNY DAR", ТМ "KOZAЦЬКА PADA".
Последних СМИ называют монополистами водочного рынка Украины, а эксперты - основными бенефициарами уничтожения государственной монополии на спирт.
Так, по данным издания Delo, компании "Баядера Групп" сегодня "принадлежит" около 33% доли алкогольного рынка, Global Spirits - 26,5% и Nemiroff - 20,5%.
В условиях принятия законопроекта №2300 (о приватизации и демонополизации ГП "Укрспирт") последние станут еще и монополистами спиртового рынка, говорит политолог Владислав Дзивидзинский.
"С одной стороны, у нас рыночная экономика, хотя несколько искажена, но мы к ней стремимся. Поэтому должны быть равные возможности у всех участников рынка. И мелкие алкогольные компании должны иметь возможность присутствовать на рынке. Поэтому в законопроекте ОП я вижу неуклюжую политику, которая может привести к перекосу рынка и к полной монополизации, без контроля государства и без понимания последствий", - сказал он.
Политолог добавил, что стратегические объекты в любой стране, которая заинтересована в максимальной защите национальных интересов государства и общества, должны находиться исключительно под юрисдикцией и контролем именно государства.