Детали
"В 2020 году значительная часть обращений относительно микрофинансовых компаний и банков касалась жестких мер по взысканию задолженности с должников. В частности, речь идет об угрозах, круглосуточном автодозвоне должнику, его знакомым, родным и друзьям, распространении личной информации и т.п.", - указали в НБУ.
При этом в Нацбанке отметили, что указанные действия противоречат ряду статей Конституции Украины, Гражданского кодекса и нарушают нормы, установленные Законом Украины "О защите персональных данных".
Что касается цифр, то, согласно отчету, в 2020 году было зафиксировано 2169 обращений относительно collection-деятельности небанковских финансовых учреждений и 163 - банков. В общем - 2332 обращения.
Больше всего обращений относительно деятельности коллекторов поступило в декабре - 22 по банкам и 584 - по небанковским финансовым учреждениям.
Советы НБУ потребителю для избежания проблем с коллекторами
- Не допускайте просрочки кредита, что ведет к привлечению коллекторов. В случае возникновения таких ситуаций, попробуйте договориться о реструктуризации долга и прекращении действий коллекторов.
- Если коллекторы продолжают угрожать, обратитесь с письменной жалобой на руководство финкомпании или банка, а также в НБУ.
- Вы можете обратиться к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека или в суд. Ведь именно они контролируют соблюдение законодательства о защите персональных данных.
Дополнение
Верховная Рада 27 января приняла за основу законопроект о защите должников при урегулировании вопроса задолженности с коллекторской компанией. Законопроект об этом появился еще в октябре.
В экспертных кругах считают, что этот законопроект поможет людям, которые брали кредиты, и которым из-за задолженности угрожают коллекторы, однако, фактически он не поможет тем, кто не брал займов, или был заявлен поручителем.
Добавим, в течение 2020 года Национальный банк в целом получил и обработал 15 904 письменных обращения. В контакт-центр Национального банка в течение 2020-го поступило 33 550 обращений.