Детали
"В течение 2020 года Национальный банк получил и обработал 15 904 письменных обращения. Главной темой письменных обращений граждан относительно работы банков стали отношения по кредитным договорам - обработано 2690 письменных обращений", - говорится в сообщении.
Из общего количества письменных обращений относительно работы банков в течение 2020-го также получено 1594 обращения относительно электронных платежных средств и расчетов, 946 - касались качества обслуживания в банках, 391 - отношений по депозитным договорам, 779 - другие вопросы.
Среди самых распространенных тем в обращениях потребителей о работе небанковских финансовых учреждений:
- отношения по кредитам - 3064,
- коллекторская деятельность - 2171,
- отношения по обязательным видам страхования - 1271,
- отношения с кредитными союзами - 326,
- отношения по добровольным видам страхования - 228,
- по обработке персональных данных - 189,
- другие вопросы - 740 обращений.
В целом в втором полугодии 2020 году количество обращений в Национальный банк выросло по сравнению с первым полугодием. В около 40% письменных обращений были выявлены признаки нарушений прав потребителей.
Типичные нарушения прав потребителей, обнаруженные в 2020 году, следующие:
- агрессивное поведение коллекторов;
- нарушение правил обработки персональных данных потребителей;
- навязывание дополнительных услуг: оформление кредитной карты при получении пенсионной или зарплатной, страхование жизни при обмене валют и тому подобное;
- изменение тарифов на обслуживание счета в банке без предупреждения потребителя;
- неправомерные начисления процентов, комиссий, штрафов и пени по кредитным договорам;
- внесение неправомерных пунктов в текст договора и нарушение норм законодательства Украины.
В контакт-центр Национального банка в течение 2020-го поступило 33 550 обращений. Из них около 9000 обращений касались работающих банков. Почти 6000 обращений - работы небанковских финансовых учреждений. Еще около 2 тысяч обращений касались банков, находящихся в процессе ликвидации.
Дополнение
Только в течение января-августа 2020 года НБУ получил 4354 жалобы граждан на банки, из них 2% касались персональных данных.
Добавим, по данным НБУ, в прошлом году более чем на 40% выросло количество незаконных действий с платежными карточками.