"Розничный акциз - это был налог на розничную торговлю, и платили его не все. А мы должны понимать, что даже в том виде, в котором он был до сих пор, это фиксированная ставка 4,2 евроцента с каждого литра.
То есть, если этот акциз не платить, а администрировать его достаточно сложно, то вы сразу получаете рыночное преимущество на 1 грн 27 коп. на литре, а это вдвое больше, чем вы планировали заработать на 1 литре топлива. И очень сложно было администрировать этот розничный акциз. Механизм для этого был так и не разработан. Ведь только по рынку нефтепродуктов - более 7,5 точек администрирования, и ГФС фактически расписалась в невозможности проконтролировать этот процесс", - пояснил эксперт.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Унификация акцизов на топливо лишит серых дилеров возможности нечестно конкурировать
Теперь, по словам Л.Косянчука, когда ставка розничного акциза включена в основной налог, на рынке нефтепродуктов прогнозируется существенное уменьшение коррупционной составляющей.
"Теперь точек администрирования осталось всего две - граница и производство. То есть, очень хорошо налог будет администрироваться, и теперь его не оплатить не получится.
То есть, как только топливо пересекло границу - его уже оплатили, произвели - уже тоже оплатили. Все: таким образом эту неуплату, по разным оценкам, до 3 млрд грн в месяц мы убрали - поставили всех в равные рыночные условия", - добавил он.
Л.Косянчук отметил, что существование розничного акциза, уплата которого не контролировалась надлежащим образом, очень стимулировало развитие "наливаек" по продаже сжиженного газа и дизельного топлива.
"Мы надеемся и ожидаем от этого мероприятия, что существенно уменьшится коррупционная составляющая на рынке, все станут в равные условия, и рынок будет функционировать с меньшей теневой стороной. Так что это полный позитив", - резюмировал эксперт.
Напомним, Верховная Рада приняла законопроект, предусматривающий отмену розничного акциза на топливо, путем переноса его ставки в размере 5% в основной налог.
Необходимость этого важного для рынка решения ведущие нефтетрейдеры отмечали практически с первого дня введения розничного акциза.
"Это, конечно, хорошее решение. Рынок его приветствует и поддерживает", - отметил генеральный директор сети АЗК WOG Сергей Корецкий, комментируя новый закон.
По его словам, объединение розничного и основного акцизов на топливо дает основания надеяться на быстрое сокращение серого рынка горючего.
"Это будет способствовать борьбе с нелегальным рынок. Думаю, количество наливаек автоматически и очень быстро уменьшится. Ведь их бизнес строился на неуплате розничного акциза. Сейчас такой вид "заработка" просто потеряет свой смысл", - добавил он.