Эксперт оценил законопроект в целом.
Цитата:
"Двоякая оценка. То есть, если оценивать сам текст законопроекта - он достаточно качественно выписан. Над ним работала группа профессиональных экспертов. И замечаний к содержанию самого законопроекта у нас немного. Но ключевая проблема, связанная со сбором 3 млн голосов избирателей. И при рассмотрении законопроекта в сессионном зале мы увидели несколько оценок, в частности о том, что представители отдельных политических сил говорили о том, что это очень большое количество за очень короткий период времени", - сказал Алексей Кошель.
Риск фальсификации подписей граждан
Он отметил, что в Украине уже были примеры, когда партии собирали значительно большее количество голосов. Так, в 2007 году политическая партия "Блок Юлии Тимошенко" заявила, что собрала 7 млн голосов избирателей в поддержку референдума по изменениям в Конституцию.
"Поэтому мы считаем, что большая цифра в 3 млн голосов избирателей не станет предохранителем от проведения так называемых искусственных референдумов. И украинская избирательная практика многих лет показывала, когда в Украине были нормы о необходимости сбора подписей в поддержку кандидатов, практика показывала, что в Украине действовала огромная сеть структур по фальсификации подписей. То есть, сейчас не проблема купить базу с паспортными данными граждан и не проблема создать структуры, создать группы людей, которые просто будут переписывать ту базу данных разными почерками и ставить разные подписи", - добавил Кошель.
По его словам, ни МВД, ни ЦИК не имеют возможности проверки подписей. Таким образом, 3 млн подписи не будут предохранителем от искусственных референдумов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разумков отметил, что первый референдум в Украине может произойти не ранее 2022
"Каким образом можно было бы урегулировать этот вопрос 3 млн голосов. Просто этот сбор подписей нужно проводить через отделения Государственного реестра избирателей. Возможно, предусмотреть меньшее количество граждан. Скажем, 3 млн, а 1,5 или 1 млн. Но это должны быть реальные голоса граждан, которые придут в отделение Госреестра, или в формате онлайн. Потому что это более безопасный формат", - отметил политик.
Потенциальные риски
По его словам, следует оценивать не только сам текст законопроекта и процедурные или технические проблемы, а также и потенциальные риски.
"А потенциальных рисков я вижу достаточно много. То есть, реально мы можем получить ситуацию, когда введение демократической процедуры референдума может привести к чрезвычайно серьезных рискам и кризису в Украине", - считает эксперт.
Он считает, что есть риск проведения референдумов тематика которых совпадает с повесткой дня Российской Федерации.
"В частности, я могу предполагать, что одной из первых инициатив со стороны пророссийских сил может стать референдум об отмене языкового законодательства. Об отмене законодательства о декоммунизации и тому подобное. И более того - даже не важно, состоится референдум или нет, потому что получить 51% явки чрезвычайно сложно... - даже сам факт проведения референдума, или сбора подписей для проведения референдума в отдельных моментах может стать чрезвычайно серьезным ударом, который может внести раскол в украинское общество, который может разделить граждан Украины", - сказал Кошель.
Эксперт ожидает много инициатив со стороны различных политических сил о проведении референдумов.
"То есть, могут быть референдумы с технологической целью - для того, чтобы повысить ценность политической силы, узнаваемость, рейтинг политика или политической силы. Я не исключаю таких референдумов. Я не исключаю референдумов пророссийских, откровенно пророссийских ... Процесс искусственных референдумов, он фактически уже может быть запущен. Я вижу в этом большую опасность ", - добавил Алексей Кошель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Народовластие или угроза демократии: как работать закон о всеукраинском референдуме