КИЕВ. 28 марта. УНН. Полномасштабное вторжение повлияло на жизнь каждого украинца. Война изменила все. Изменила она не только нашу личную жизнь, но и работу – кто-то вообще ее потерял, у кого-то наоборот работы стало больше, кто-то начал работать из дома, а для кого-то офис или производство стали домом.
Человек всегда был для специалистов управления с персоналом краеугольным камнем, но война сделала как никогда важной заботу друг о друге, подсветила значение заботы о ментальном здоровье для сохранения производительности. Об изменениях в подходах в управлении человеческим капиталом УНН поговорил с директором по управлению персоналом фармацевтической компании «Дарница» Еленой Соколовой.
- Можно ли говорить, что внутренняя коммуникация в компании изменилась с приходом полномасштабной войны. Как именно?
Полномасштабная война действительно повлияла на внутренние коммуникации. Первоочередной задачей было успокоить команду, что мы и сделали во внутренней социальной сети Workplace от Facebook и на онлайн встречах с руководителями.
«Дарница» заверила сотрудников в сохранении размеров оплаты труда, всех премий, а также дополнительных льгот. И даже выплатила заработную плату за март наперед. Сотрудники, которые вышли на работу с первого дня войны и оставались на предприятии для обеспечения производства и жизнедеятельности компании, получили материальное поощрение в размере дополнительного оклада.
Следующей задачей стало придать людям новые смыслы, доказать, что их работа чрезвычайно важна в условиях войны. Поэтому мы запустили коммуникационную программу «#ФармОборона. Каждый на своем месте» во внутренней социальной сети. Коммуникационная программа включала посты о важности фармацевтической отрасли во время войны, истории о дарницких Героях ФармОбороны, системную коммуникацию руководства о состоянии предприятия и юридические консультационные услуги для команды. Мы делали много мемов и ситуативных постов, чтобы коллектив чувствовал – мы проживаем эту войну вместе. В 2022 году этот кейс получил награду «HR-бренд 2022» в номинации «Культурный код компании».
В нашей компании, как и во всех других, есть сотрудники, которые пошли защищать нашу страну в рядах ВСУ, ТРО. Коллектив хотел помогать. Поэтому мы создали комьюнити #Мы_вместе в Workplace, где собирали средства и любую помощь для наших отважных коллег. За все время существования комьюнити мы собрали более 1 млн грн, приобрели авто, дроны, ретранслятор, радиостанции, турникеты и другие нужные вещи и передали нашим коллегам на фронт. Подход к сбору средств у нас креативный - проводим аукционы и коллеги выставляют на продажу свои работы: картины, украшения, игрушки и даже пироги.
Добавлю, что наш коллектив не только продолжает эффективно работать, но и находит время и вдохновение для совершенствования своих профессиональных навыков. Так, в прошлом году, несмотря на войну, 38 сотрудников учились в Harvard Medical School, 31 - проходил программу маркетинга в бизнес-школе МИМ, а также некоторые коллеги проходили обучение в Киево-Могилянской бизнес-школе.
- Как сказалось на продуктивности ваших сотрудников увеличение количества рабочих дней в прошлом году?
Команда «Дарницы» чрезвычайно быстро собралась и включилась в работу на нашем фармацевтическом фронте. Так, в марте мы изготовили 60% довоенного объема лекарств, а в апреле вышли на довоенные показатели полностью. За прошлый год «Дарница» изготовила 173 млн упаковок лекарств, это почти соответствует уровню предыдущих мирных лет.
Поэтому я не могу сказать, что производительность упала. Наоборот, чтобы достичь таких показателей, надо было решить большое количество нетривиальных задач, с которыми мы не сталкивались в предыдущие мирные годы. Это, например, такие задачи, как поставка сырья из-за границы, когда авиасообщение отменено, а на границе автомобильные очереди на 5 дней; развозка лекарств собственными силами с сопровождением охраны на прифронтовые территории, потому что дистрибьюторы не работают; запуск производства под обстрелами в условиях отсутствия части персонала и т.д. Это при том, что в марте до 150 человек жило в бомбоубежище компании: сотрудники вместе с семьями и иногда домашними любимцами. Такие результаты стоили сверхусилий, но все понимали большую цель. Ведь лекарства во время войны - это стратегический ресурс.
Отмена выходных праздничных дней на время введения военного положения в стране – это увеличение количества рабочих дней всего лишь на 12 дней или на 5% от среднего количества рабочих дней в году. Такое увеличение не настолько значительное, чтобы повлиять на производительность. Скорее на нее повлияли и воздушные тревоги, требующие перерыва рабочего процесса, и отключения света. К тому же, в связи с экономией электроэнергии надо было значительно перестроить графики производства. Для снижения пиков потребления на отдельных участках установили график поочередной работы. Некоторые производственные процессы перенесли на ночную смену и выходные.
- Какие именно преимущества отсутствия дополнительных нерабочих дней в течение года вы бы выделили?
В первые месяцы полномасштабной войны коллектив действительно работал иногда сверхурочно, чтобы обеспечить потребность Украины в лекарствах. В наших медикаментах нуждались переполненные больницы, опустошенные аптеки и военные части. Каждый подставил плечо. И здесь не надо было даже разъяснять сотрудникам, что нет праздничных выходных дней. Было понимание важности этой работы.
- Поддержала бы ваша компания отмену дополнительных нерабочих дней и в мирное время?
В нашем трудовом законодательстве нет понятия «дополнительные нерабочие дни». Есть выходные, праздничные и нерабочие (в дни религиозных праздников). Выходные у нас с Вами есть даже сейчас, потому что государство понимает, что переутомление работников имеет ощутимые экономические последствия. По подсчетам ВОЗ, ежегодно мировая экономика недополучает 1 триллион долларов из-за потери производительности вследствие депрессий или выгорания.
Эмоциональное выгорание и переутомление также несет угрозу ментальному здоровью, о котором мы, как лидер рынка, чрезвычайно заботимся. Это один из наших ключевых социальных проектов прошлого года. Мы проводим серию тренингов для врачей и создали образовательный портал для врачей и пациентов о ментальном здоровье. Исследования показывают, что каждый пятый украинец будет иметь ментальные расстройства, полученные во время войны.
Уверена, что праздничные дни и дни религиозных праздников как выходные, вернутся в нашу жизнь. Другое дело, что будем праздновать. Потому что мы предпочли бы праздновать события, которые имеют значение именно для Украины. Это должны быть не постсоветские, а наши собственные праздники. Мы должны переосмыслить свою историю, накапливать смыслы, беречь традиции и развивать украинскую культуру.
- Какие минусы отсутствия традиционных дополнительных выходных на примере своего бизнеса вы бы выделили?
У нас в коллективе есть понимание, что временное решение о рабочих днях на праздники из-за военного положения не отменяет смысла самих праздников. К тому же, мы осознаем, что на фронте нет выходных не только на праздники, но и в субботу-воскресенье. Мы благодарны, что уровень сознательности нашей команды так высок.
- Влияет ли это негативно на перформанс, моральное состояние, мотивацию персонала?
Наши люди, как и остальная страна, закалены годом полномасштабной войны, которая стала частью нашей жизни. Мотивация у всех одна – делать максимум для Победы. И это то, что больше всего всех поддерживает и мотивирует работать как можно лучше. И вот такие цифры являются тому доказательством:
• В августе прошлого года мы в компании провели исследование вовлеченности персонала по методике eNPS и получили результат +53, который повысился от предыдущих данных такого опроса на 14 пп (eNPS по результатам декабря 2021 г. составил +39).
• Коэффициент текучести персонала остается на уровне довоенного 2021 года – 1,6%.
• Бизнес-результаты показывают производительность команды наилучшим образом. Поэтому, поделюсь еще такой цифрой напоследок: если в 2021 году каждая седьмая упаковка лекарственного средства продана в аптеках была производства «Дарницы», то в 2022 году – это уже каждая шестая упаковка. И это полностью заслуга нашей закаленной команды.