"Малым и средним производителям нужно однозначно работать над кооперацией, кластеризацией и пытаться переходить хотя бы на какую-то первичную переработку. Если вы работаете со свежими ягодами, фруктами или овощами - это хоть какая-то, заморозка, сушка ... Но. Я много раз говорила об этом, особенно для производителей: начинайте всегда с конца этой цепи.
Начиная производство, начинайте думать о конечном потребителе: куда вы свою продукцию будете сбывать. И уже исходя из этого, тогда нужно думать: действительно, если я произвожу, условно, ягоды, я буду с ними делать? Потому, что есть достаточно большой и сегмент "фреш" для такой продукции ", - отметила Ольга Трофимцовым.
"То же самое с молоком. Кстати, с молоком можно быть достаточно успешными на локальных рынках, где-то в своей области. Все больше населения платежеспособного переезжает в города, или ближе к городам. И у больших городов, миллионников, или в таких городах, все больше появляется представителей среднего класса, которые хотят покупать здоровую пищу, локальную пищу.
Которые все больше задают вопросов по прослеживаемости той продукции и тех продуктов, которые они покупают. Поэтому, условно, даже со свежим фермерским молоком можно быть успешным, без того, чтобы сразу амбициозно думать о каких-то экспортные вещи. Об этом можно думать позже ", - считает Ольга Трофимцовым.