Минэкономразвития, официально представляющее Россию в ВТО, утверждает, что решение апелляционного органа — это “явная победа России, поскольку по существу ей не придется ничего менять на своем рынке”.
В своем постановлении, опубликованном в Женеве 4 февраля 2020 года, Апелляционный орган подтвердил отсутствие систематических нарушений правил организации со стороны РФ в споре с Украиной по поставкам вагонов, в частности, статей соглашения о технических барьерах в торговле. Согласно его выводам, резкое снижение объемов импорта украинской железнодорожной продукции в Россию было связано не с действиями российских органов государственной власти, на чем настаивала Украина, а стало следствием иных, в том числе экономических, причин. В Минэкономразвития РФ выразили удовлетворение таким решением.
При этом Апелляционный орган ВТО удовлетворил ряд претензий Украины. В частности, по его мнению, России не удалось доказать, что “панель арбитров заблуждалась”, вынося решения по ряду пунктов. В свою очередь, Украина не смогла подтвердить необъективность оценок третейской группы, сделавшей вывод, что Киев не представил доказательств “систематических препятствий со стороны Москвы импорту украинского железнодорожного оборудования в Россию”.
Спор велся с октября 2015 года. Киев запросил в ВТО о проведении консультаций с российской стороной в связи с введенной в РФ сертификацией закупаемого железнодорожного оборудования. В ноябре 2016 года, ввиду отсутствия согласия, Украина попросила о рассмотрении данного вопроса третейской группой. Решение этой группы было опубликовано в июле 2018 года. В нем по ряду ключевых моментов была признана правота РФ. Однако по некоторым арбитры отдали предпочтение аргументации Украины. Обе стороны независимо друг от друга подали в августе (апелляция Украины) и сентябре 2018 года апелляции на ряд пунктов решения арбитров, по которым у них возникли вопросы.