“Карантин, продлившийся более 2-х месяцев, потребовал адаптации и изменения привычного режима жизни не только взрослых, но и детей. Однако, выход из карантина также является периодом адаптации к новым условиям существования”, - сказала Наталия Бугаева.
Она отметила, что несмотря на то, что карантин ослабляется и происходит возвращение к привычной жизни - сохраняются карантинные меры, которые необходимо соблюдать. Это неизбежно скажется на темпе и качестве адаптации как детей, так и их родителей.
“Важно помнить, что дети длительное время находились в семье круглосуточно. В связи с выходом родителей на работу им необходимо вновь перестраиваться и проходить адаптацию, поскольку они должны посещать детский сад. Глубоко ошибочным является мнение о том, что период адаптации можно игнорировать”, - добавила Наталия Бугаева.
По ее словам, любые изменения обстоятельств в той или иной степени требуют адаптации, а период карантина был особенным и по условиям, и по масштабности, и по длительности мер.
“Маленькие дети были лишены возможности взаимодействовать со сверстниками, а активность, которую они проявляли в силу возраста, не всегда поощрялась взрослыми, которые уставали, поскольку карантин для них также был достаточно серьёзным испытанием. Для того, чтобы маленького ребёнка правильно подготовить к посещению детского сада после карантина, необходимо заранее установить привычный режим, который включает в себя ранний подъём в одно и то же время, гигиенические процедуры и утреннюю зарядку, чередование активности и отдыха на протяжении дня – игры, обучение новым навыкам, занятия творчеством, тихий час и отбой в одинаковое время”, - отметила Наталия Бугаева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Психолог дала советы, как вернуться к рабочему процессу после карантина
По словам психолога, лучше вообще не сильно отступать в период карантина или отпуска от режима, привычного для маленького ребенка. Так ему будет легче вернуться к прежнему распорядку дня. Также, поскольку организм ребенка растет и развивается, важно уделить серьезное внимание здоровому, сбалансированному питанию.
“Для ребенка очень важным является общение со сверстниками. Цифровые технологии позволяют поддерживать такое взаимодействие с помощью online-коммуникаций. Это также даёт возможность сохранять связь с воспитателями и педагогами. О таких виртуальных встречах лучше заранее договориться со взрослыми, которые должны находиться рядом с детьми, для того, чтобы поддерживать и направлять их общение в правильное русло. Общение должно быть не менее 1 раза в неделю. Наиболее желательным является промежуток – 3-4 дня. Перед подготовкой к возвращению в детский сад, число встреч следует увеличить до 2-3 в неделю”, - посоветовала Наталия Бугаева.
Она отметила, что адаптацию малышей во время возвращения к привычному для них окружению облегчит совместное планирование встречи с друзьями в реальной жизни, поощрение приятных воспоминаний о детском саде и групповых играх.
“За 7-10 дней до посещения детского сада можно начать играть с ребенком в "Детский садик", используя ролевые игры. В игру следует включать любимые игрушки, которые могут выполнять роль детей, а ребенок – воспитателя или врача. Важно помнить, что нахождение ребенка в воспитательном учреждении включает не только выполнение им определенного распорядка дня, но и соблюдение правил гигиены, правил поведения и общения с другими детьми. Это касается и совместного использования ими игрушек, и соблюдение личных границ, и уважения интересов друг друга”, - добавила Наталия Бугаева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве восемь беременных заразились коронавирусом
По ее словам, нужно чаще разговаривать с ребенком о детском саде и наполнять беседы позитивными эмоциями и мечтами – об играх с друзьями, встрече с воспитателями и том, как замечательно, что все увидят, что ребенок вырос и научился чему-то новому и интересному.
“Можно предложить ребенку начать совместную подготовку к выходу на работу и в детский сад: совместный выбор одежды, что сделать в свой первый день выхода и как провести вечер после возвращения домой. Можно после окончания первого дня посещения детского сада устроить небольшой семейный праздник”, - отметила Наталия Бугаева.
Психолог также посоветовала родителям спросить у ребенка, как прошел первый день, что понравилось в садике, а что нет. Это позволит не только лучше понять его проблемы и вовремя скорректировать ситуацию, правильно расставив акценты, но и закрепят позитивные эмоции у ребёнка от посещения детского сада.
“В течение карантина дети привыкли быть постоянно рядом со своими близкими, поэтому им очень сложно переживать расставание с ними даже на непродолжительное время. Желательно первое время не оставлять ребенка на весь день в детском саду. Приучать его обходиться без родителей необходимо постепенно. Как правило, в течение двух недель ребенок привыкает к режиму воспитательного заведения и не проявляет признаков беспокойства. Забрать ребёнка первый день из детского сада лучше до тихого часа. Постепенно следует это время увеличивать. Каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно внимательно наблюдать, как он воспринимает ваши действия”, - добавила Наталия Бугаева.
По ее словам, если адаптация идет быстро, не стоит затягивать период привыкания.
“При этом я не рекомендую даже из-за объективных причин забирать ребенка в течение месяца после выхода в детский сад позднее, чем забирают остальных детей. Это может быть психотравмирующим фактором для маленького ребёнка и, в дальнейшем, стать причиной формирования страхов и категорического нежелания идти в детский сад”, - отметила Наталия Бугаева.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Психолог посоветовала, что почитать с детьми во время карантина
Она добавила, что план поэтапного снятия ограничений карантинных мер включает ежедневный осмотр детей, измерение температуры и смену обуви, использование антисептиков.
“Помещения будут ежедневно обрабатывать и проветривать, запретят объединять группы, а родителям разрешат вход в детский сад только в масках. Новые правила могут повлечь за собой негативную реакцию у детей и возникновение у них страхов. Чтобы ежедневный осмотр, измерение температуры, правила использования средств индивидуальной защиты и другие противоэпидемические меры ребенок переносил спокойно, можно включить эти процедуры в игру "Детский садик" и, в игровой форме, дать возможность ребенку не только их освоить, но и осознать их безопасность и необходимость”, - посоветовала Наталия Бугаева.
Она отметила, что будет замечательно, если в детском саду, в связи с возвращением детей, воспитатели устроят праздник. Благодаря ярким, позитивным эмоциям маленьким детям будет легче перестроиться и включиться в социальную активность.
“Поскольку адаптация требует напряжения всех жизненных сил организма, необходимо максимально ограничить влияние любых других стрессовых факторов на психику ребёнка. В ходе адаптации ребенок может проявлять повышенную утомляемость, раздражительность и плаксивость, однако создание спокойной, теплой, поддерживающей атмосферы в семье позволит ребенку успешно преодолеть сложный период адаптации и безболезненно войти в прежний режим и новые условия пребывания в детском саду”, - добавила Наталия Бугаева.
Напомним, с 25 мая в Украине начали возобновлять работу детсады после карантина.
Они приостановили свою деятельность с 12 марта, для противодействия распространению COVID-19.
Среди рекомендаций Минздрава по работе этих учреждений нет пункта об обязательном ношении масок.
Работу детсадов в Киеве планируют возобновить с 1 июня.
Также напомним, министр здравоохранения Украины Максим Степанов озвучил правила работы детских садов.