deregulyatsiya-farmrinku-logistika-yak-indikator-reform

Дерегуляция фармрынка: логистика - как индикатор реформ

 • 15300 переглядiв

Вместе с тем, рынок фармацевтических услуг - намного сложнее, чем мы привыкли его воспринимать. Это не только регистрации препаратов или их сбыт.

Так случилось, что в контексте фармы, часто говорят только о качестве и стоимости лекарств, ведь это понятно каждому и волнует рядового гражданина не меньше, чем пенсионное обеспечение или социальные льготы. Гораздо меньше в СМИ вспоминают, например, - о логистике. Хотя именно логистика является едва ли не самым первым показателем и индикатором удобства работы иностранных поставщиков лекарств в стране, сохранения медпрепаратов и их своевременной доставки потребителям.

Почему? Да потому, что при ввозе на таможенную территорию уже привычных или новых для нас препаратов иностранного поставщика - производители работают именно с логистами и складами.

Поэтому, об особенностях работы фармацевтических складов, их отношениях с контролирующими и таможенными органами Украинские национальные новости пообщались с директором компании Юниверсал Лоджистик Александрой Дебердеевой.

Госпожа Александра, в каких условиях сегодня работает рынок фармацевтически-логистических услуг Украины?

Во-первых, логистика фармацевтики - это очень специфический продукт на рынке услуг.

Обусловлено это, как сложностью самих продуктов, так и существенным контрольным комплексом мер со стороны фармацевтических компаний и государственных контролирующих органов.

Как и вся экономика Украины в целом, так и отрасль фармацевтической логистики, сегодня переживают несколько сложный период. Обусловлено это многими факторами...

Вместе с тем, важность лекарственных средств для населения именно в таких условиях, как наше настоящее, наполняется особым жизненным содержанием. Допускать недостатка или отсутствия лекарств - просто невозможно и недопустимо.

Это, откровенно говоря, хорошо понимают ведущие операторы национального рынка логистики, к которым, в частности, относится и наша компания.

Какое законодательное поле окружает логистический бизнес в фармации и ожидания логистический бизнес возлагает на государственный контроль?

Наши ожидания наверное присущи любому бизнесу: в первую очередь, мы рассчитываем на необременительность и прозрачность требований.

Во-вторых, мы заинтересованы в четком распределении полномочий между контролирующими органами. В нашем случае, это Гослекслужба, таможня и т.д.

Под необременительностью, в общем, понимается максимально сбалансированный подход к объемам контрольных действий. Не менее важна также оптимизация перечней объектов надзора.

На сегодня, государственный механизм контроля выглядит таким образом, что все осуществляется за счет налогоплательщиков и за их время. И хотя базовых видов контроля в Украине столько же, сколько и в развитых странах, однако этапов контроля, различных промежуточных и финальных согласований, заявлений и реестров - в разы больше. Мы привыкли это называть бюрократией.

При этом, нашими законодателями в этом плане постоянно озвучиваются достаточно прогрессивные попытки что-то улучшить или упростить, но практических и ощутимых изменений, к сожалению, пока нет.

Приведу один пример. Анонсированный ГФСУ принцип оформления "единое окно", по которому все решения принимаются смежными службами дистанционно, на основании скан-копий товаросопроводительных документов, прилагаемых к таможенной декларации

Однако, практика применения показывает, что специалисты санитарно-эпидемиологического контроля готовы принимать решения по такому принципу только в отношении товаров, которые практически могут этому контролю не подлежать вообще, то есть такие, которые не требуют государственной регистрации, отбора образцов, проведения лабораторных исследований и др.

В результате имеем, что анонсированное упрощение практически не работает, и грузополучатели и их логисты как шли "на поклон" непосредственно к инспекторам СЭС, так и идут.

Остается неурегулированным и пресловутое распределение полномочий при контроле за соблюдением нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Казалось бы, уже все урегулировали в статье 319 последней редакции Таможенного кодекса Украины: когда таможенники должны без обсуждения принимать решения или позиции специалистов, например, Минздрава Украины. Но, к сожалению, импорт фармации, пожалуй, отдельная "парафия", поскольку часто позиция Минздрава в виде официального разъяснения почему-то не принимается во внимание инспектором таможни, и он отказывает в оформлении.

Как следствие - задерживается оформление, потребители на время остаются без лекарств, в бюджет с опозданием поступают доходы в виде пошлин и налогов. Кроме того, увеличивается себестоимость продукции за счет простоев, складских хранений, лишних рейсов автотранспорта и тому подобное.

Еще одна мера упрощения таможенного контроля - возможность операций на таможенных складах без присутствия инспекторского состава. Но, даже по желанию владельца таможенного склада, таможня не всегда готова взаимодействовать таким образом. Кроме того, процедура организована так, что для открытия таможенного склада все равно нужно посещение подразделения таможни с заявлением, закрытие - также может осуществляться инспектором таможни. Таким образом практического различия между традиционным механизмом открытия-закрытия ТС и дистанционным видеонаблюдением - никакого. А это влечет за собой опять потери времени, дополнительные операции с чувствительными грузами, движение бумаг и согласование в руководящих кабинетах таможен...

Какова позиция или видение логистического бизнеса обозначенных вами проблемных вопросов?

Позиция логистики в этом направлении проста - все, что требует государственный контроль, должно обеспечиваться самой властью, остальное бизнес среда обеспечит. Но все это должно происходить на паритетных условиях, чтобы не страдал в конечном потребитель, например, не оставался без лекарств по причинам чисто бюрократической волокиты.

И как я уже сказала, со стороны государства особых сдвигов в направлении упрощения или оптимизации контрольных механизмов не осуществили. Поэтому наша компания, например, считает повышение уровня обслуживания поставщиков и получателей фармацевтики своей первоочередной задачей.

К существующим складским мощностям, высококвалифицированному персоналу логистов, декларантов, фармацевтов руководством Юниверсал Лоджистик добавляются передовые технологии и оптимизационные процессы.

Так, например, сейчас нами готовятся к введению в использование дополнительные мощности таможенных складов, нарабатываются технологии дистанционного декларирования с возможностью выпуска в свободное использование отдельных партий товаров непосредственно в местах пересечения границы.

Учитывая грядущие изменения в таможенном законодательстве по уполномоченным экономическим операторам (УЭО), компанией проводятся подготовительные мероприятия для получения этого статуса с момента его легитимизации в национальном законодательстве.

Принимая во внимание ослабление методологических и консультативных возможностей головного офиса ГФС Украины, которое обусловлено ​​люстрационными мерами и существенным сокращением штатной численности таможенных специалистов, мы стремимся широко использовать существующий опыт и авторитет, в том числе, принимая участие в работе Общественного Совета при ГФСУ, в профильных ассоциациях и объединениях, чтобы решать главную задачу логистики - в определенное время, в нужном объеме и качестве обеспечивать наличие лекарств в аптечной сети.

Созданы ли комфортные условия со стороны наших государственных органов для беспрепятственного сотрудничества с иностранными поставщиками?

Вопрос надлежащих условий государственного контроля, в частности - фискального, к сожалению, за все годы независимости, не был снят с повестки дня. Частично я уже обозначила определенные трудности, которые существуют...

Однако, по опыту могу сказать, что это не стало препятствием, в частности, для нашей компании, во взаимодействии с иностранными поставщиками.

С целью сохранения грузопотоков, которые в определенной степени начали сокращаться из-за непонятного и постоянно мутирующего механизма контроля, мы реши идти путем отработки уникальных процессов и технологий для каждого своего клиента.

На сегодня в арсенале Юниверсал Лоджистик фармацевтические склады класса А, таможенные склады, транспортная логистика международная и внутригосударственная, таможенно-брокерские услуги и консалтинг высокого уровня, качественные услуги по предпродажной подготовке и утилизации и тому подобное.

Соответствуют ли требования отечественного законодательства, в частности в части лицензионных требований к работе фармпредприятий, тем правилам и стандартам, которые действуют в мире?

Безусловно, требования отечественных Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, импорта лекарственных средств отмечают, что лицензиат при производстве своей деятельности, допустим, по оптовой торговле лекарственными средствами, должен придерживаться принципов надлежащей практики дистрибуции (GDP) и надлежащей практики хранения (GSP). То есть, при прохождении проверки соблюдения отечественных лицензионный условий, лицензиат де-факто уже должен соответствовать требованиям международных стандартов.

Впрочем, получение сертификата GDP, что подтверждает соответствие, в частности, принципам надлежащей практики дистрибуции, происходит по отдельной процедуре, предусмотренной Приказом Минздрава Украины № 421 "Об утверждении Порядка проведения сертификации предприятий, осуществляющих оптовую реализацию (дистрибуцию) лекарственных средств" и не является обязательным для осуществления такой деятельности.

Таким образом, с одной стороны в нашем законодательстве есть требования, которые предусмотрены мировой практикой, но с другой стороны - они не обязательны, и их соблюдение предусмотрено совсем другим документом. Конечно, все это требует унификации, наверное. Но так или иначе, те компании, которые заинтересованы в работе на высоком качественном уровне, получают и соответствующие сертификаты, и пытаются самостоятельно принимают меры, чтобы соответствовать мировым требованиям.

Мы ориентируемся на клиента, в нашем случае - это клиент иностранец. Поэтому мы даже больше государства заинтересованы в соответствии стандартам фармации ЕС и мира.

Хотя вы уже и отметили, что упрощение, которые анонсировались не работают на практике, но сейчас Правительство все же настаивает на дальнейшей дерегуляции бизнеса. Как по Вашему мнению, не повредит ли это в конечном итоге потребителю? Не произойдет ситуации, когда, преследуя цель дерегуляции, мы абсолютно откроем границы Украины для фальсификата или некачественного товара?

Для того, чтобы предотвратить возникновение такой ситуации, о которой вы говорите, при дерегуляции фармацевтической отрасли нужно принимать системные решения, которые будут способствовать одновременно и упрощению условий работы бизнеса и сохранению контроля качества лекарств, поступающих в нашу страну.

Только системные решения принесут могут принести пользу и для фармацевтической отрасли, и потребителю, поскольку вследствие дерегуляции может быть снижена, например, стоимость лекарств. И все же главное сохранить при этом их высокое качество.

Украинские Национальные Новости

Общество

    Популярные

    Новости по теме

    Дерегуляция фармрынка: логистика - как индикатор реформ

     • 15300 переглядiв

    Пункт пропуска "Марьинка" закрыли из-за обстрелов боевиков

     • 8028 переглядiв

    Мужчина умер от гриппа в Сумской области

     • 10139 переглядiв

    А.Парубий открыл вечернее заседание ВР

     • 4556 переглядiв

    Суд в Польше отказал в экстрадиции Р.Полански в США

     • 7166 переглядiв