Как бы там ни было, борьбу за власть можно считать официально открытой. Действующие политические партии и представители новых политпроектов спешно проводят консультации и поиск дополнительных источников финансирования. А это значит, что борьба за умы и деньги вскоре проявится во всей своей красе: начиная от уличных демонстраций, заканчивая парламентскими светопреставлениями.
Период предвыборных баталий в Украине обещает быть жарким. Особенно на подготовительном этапе, когда многие политические силы будут заражены “вирусом” политических манипуляций и шантажа. Цель абсолютно понятна - несмотря на принятый Закон о финансировании партий из бюджета, найти стабильный источник денежных вливаний. Поведение “зараженных” политиков в какой-то мере схоже с рэкетом времен СССР. Технология одна: заставить клиента платить деньги или же сделать так, чтоб его жизнь, а главное бизнес – стали невозможными. Объектами такого шантажа, как правило, становиться крупные финансово-промышленные корпорации, для которых дестабилизация работы компании и потеря репутации на международной арене смертеподобны. “Слуги народа” это прекрасно понимают, поэтому и давят на больное, прибегая ко всевозможным политическим провокациям.
О предстоящей политической конкуренции, методах политического шантажа и потенциальных источниках финансирования предвыборных кампаний редакция УНН поговорила с политологами – экспертами.
Они подтверждают, что главными спонсорами избирательных кампаний, как и прежде, останутся представители крупного бизнеса. Именно за лояльность финансово-промышленных корпораций к той или иной политической силе будет идти настоящая кулуарная борьба, с применением админресурса, давления и принуждения к “дружбе”.
"Даже те партии, которые сейчас представлены в парламенте и формально получают деньги из бюджета, они тоже будут искать дополнительные источники финансирования. Ведь, большинство партий финансируется не гражданами, которые делают свои взносы, а отдельными денежными мешками, которые за ними стоят", - отметил эксперт Алексей Якубин.
Кулуарное финансирование сами политики, скорее всего, будут скрывать за антиолигархическими лозунгами, которые нравятся избирателям. Иными словами будет действовать "золотое правило": и денег взять, и избирателю понравиться. А это значит, что дискредитационных кампаний бизнесу таки не избежать, рассказывают политологи.
"В Украине антиолигархические настроения. Не популярный большой бизнес, не популярные олигархи. Их обвиняют, критикуют. И это выгодно использовать и это используется уже более 15 лет, не менее. Все для того, чтобы избирателю понравиться", - сказал политолог Владимир Фесенко.
К примеру, относительно недавнее "шоу" радикалов против Мироновского хлебопродукта (МХП) и его основного акционера Юрия Косюка в стенах парламента тоже можно расценивать как элемент политического шантажа, считает эксперт Алексей Якубин.
"Я не исключаю, что это попытка шантажа ради денег. Способ влияния с целью получения дополнительного финансирования", - сказал он.
По мнению Владимира Цибулько, вся эта общенациональная кампания "Прочь олигархов от власти" на самом деле сводиться к банальной борьбе разных типов экономики.
"Любые новые политические проекты, в том числе выборы, являются борьбой миллионеров против миллиардеров. И можно сказать, что эта формула борьбы будет продолжаться и в ходе парламентских, и в ходе президентских выборов", - отметил политолог Владимир Цибулько.
Что касается бизнеса, то сам он традиционно разделиться на два лагеря: в поддержку действующей власти и в поддержку оппозиции. Или же будет финансировать одновременно два противоборствующих крыла, прогнозируют эксперты.
"Один и тот же олигарх может вкладывать в диаметрально противоположные политические силы. И таким образом раскладывать яйца в разные корзинки, чтоб иметь своих лоббистов и депутатов. Ведь, сегодня более популярным механизмом является сотрудничество не по доброй воле, а по принуждению, когда давят даже на, казалось бы, своих политических компаньонов. Джентльменский кодекс в политике – это редкое явление сегодня. Больше – это шантаж. То есть, все серые и черные технологии будут в действии", - отметила эксперт Александра Рашмедилова.
Добровольно вкладывать деньги в политические проекты потенциально готов недовольный властью бизнес, считает эксперт Катерина Одарченко.
"Ключевым аргументом инвестировать в партии как новые, так и старые является страх и желание защититься", - сказала она.
И пока в Украине не заработает институт политического лоббизма, все вышеперечисленные технологии политического шантажа и манипуляций будут присутствовать, уверен эксперт Алексей Голобуцкий.
"Пока власть будет синонимом денег – до тех пор большой бизнес будет заинтересован иметь дело с политическими партиями. Я, например, выступаю за закон про лоббизм: чтоб бизнес платил деньги лоббистам, которые бы решали его вопросы в ВР. Это нормальная практика в Америке.
Но скорее всего в ближайшее время этого не будет, а будет теневая деятельность между бизнесом и политиками… Пример, Коломойский – его сейчас вышибают из Украины. Но пока у него тут будут свои интересы – он будет пробовать играться, вкладываясь в акции протеста", - отметил он.
Нормальным явлением для Украины останется и использование политиков в битве финансовых титанов, сказал А.Голобуцкий.
"Тому, кому платит Ахметов – кричит на крупный бизнес Фирташа, а тому, кому платит Фирташ, кричит на бизнес Ахметова. Это нормальное явление для нас", - сказал он.
Как бы там ни было, из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:
- дискредитация накануне выборов будет направлена не только на политиков, но и на крупный бизнес;
- имея за собой многотысячные коллективы и социальную ответственность бизнес может откупиться от горе-политиков, а может и вывести людей на улицу против них;
- деньги бизнеса политики направят на продвижение своих проектов и при этом будут повсеместно кричать, что они против олигархов;
- в Украине отсутствует как факт защита бизнеса от политического шантажа и манипуляций.