yevrokomisiya-oprilyudnila-zvit-schodo-ukrayini-osnovni-visnovki-dopovidi-i-scho-sche-treba-zrobiti

Еврокомиссия обнародовала отчет по Украине: основные выводы доклада и что еще нужно сделать

 • 60967 переглядiв

КИЕВ. 8 ноября. УНН. Европейская комиссия 8 ноября, в рамках объявления шагов по политике расширения, опубликовала отчет за 2023 год по Украине. Об основных выводах доклада, обнародованные Еврокомиссией, пишет УНН.

Цитата

"Еврокомиссия рекомендует Евросовету начать переговоры о вступлении с Украиной и будет следить за прогрессом и соблюдением требований во всех областях, связанных с началом переговоров, и предоставит отчет перед Евросоветом к марту 2024 года", - указали в Еврокомиссии.

Детали

"Несмотря на полномасштабное вторжение россии в феврале 2022 года и ее жестокую агрессивную войну, Украина продолжает продвигаться по пути демократических реформ и реформ относительно верховенства закона. Предоставление Украине статуса кандидата на вступление в ЕС в июне 2022 года еще больше ускорило усилия по реформам", - сказано в основных выводах доклада по Украине за 2023 год.

В Еврокомиссии отметили, что за отчетный период выборы не проводились. В целом, как указано, правовая база по-прежнему благоприятствует организации демократических выборов. "Реформу избирательной законодательной базы следует продолжить с учетом невыполненных рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ", - говорится в выводах.

Как сообщается, работа Верховной Рады продолжает проходить под знаком чрезвычайных обстоятельств, связанных с российской военной агрессией. Однако законодательные задачи выполняются систематически, закладывая основу для непрерывного демократического процесса принятия решений. Ключевые решения, особенно по вопросам обороны/безопасности, были приняты явным межпартийным большинством. Значительное внимание было уделено законодательству, касающемуся интеграции в ЕС. Рада выполняла важные символические функции, в то время как были высказаны опасения по поводу ограниченной прозрачности по соображениям безопасности и ослабления надзора за исполнительной властью.

Как указано, Украина имеет определенный уровень подготовки в области реформы государственного управления, однако за отчетный период был достигнут ограниченный прогресс. Хотя украинская государственная администрация доказала свою устойчивость во время полномасштабного вторжения, реформы замедлились или остановились в ряде секторов, в частности, в сфере найма и отбора на основе заслуг, классификации должностей и реформы заработной платы, а также развертывания информационной системы управления человеческими ресурсами. Цифровизация предоставления услуг достигла высокого уровня, отметили в Еврокомиссии.

Что касается многоуровневого управления, как указано, продолжались достижения реформы децентрализации, при этом муниципалитеты выступали в качестве опоры устойчивости Украины. "В целом, после успешного завершения территориальной части децентрализации, другие элементы реформы еще предстоит завершить. Местное самоуправление на освобожденных территориях и территориях, расположенных вблизи линии фронта, должно быть постепенно восстановлено там, где это позволяет ситуация с безопасностью. Недавно созданное Министерство восстановления должно объединить инфраструктуру и портфель регионального развития, чтобы стимулировать восстановление и реконструкцию на местном уровне на основе систематического участия местных органов власти и ассоциаций. Местную финансовую базу необходимо укрепить", - сказано в выводах.

Что касается функционирования судебной власти, как сообщается, Украина имеет определенный уровень подготовки и должна продолжать свои усилия. В Еврокомиссии отмечают хорошие успехи в реализации реформы органов судебного управления 2021 года, ориентированной на добросовестность и профессионализм, несмотря на войну. Высший совет правосудия и Высшая квалификационная комиссия судей, как отмечается, были воссозданы в результате прозрачного процесса с значимым привлечением независимых экспертов. Также указывется, что в августе 2023 года Украина приняла закон, обеспечивающий прозрачный и основанный на заслугах предварительный отбор судей Конституционного суда в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии Совета Европы, и начала процесс реализации, создав Консультативную группу экспертов и объявив конкурсы в Конституционном суде. "Законодательство о выборе судей все еще необходимо совершенствовать, и необходимо ввести более прозрачную процедуру отбора прокуроров управленческого уровня", - говорится в выводах. В августе и сентябре 2023 года Украина, как указано, приняла два закона о возобновлении дисциплинарного производства в отношении судей и о создании независимой службы дисциплинарных инспекторов на основе прозрачной и меритократической процедуры отбора с значимым привлечением муждународных экспертов. "После упразднения Окружного административного суда Киева необходимо создать новый административный суд для рассмотрения дел с участием центральных органов власти, укомплектованный должным образом проверенными судьями. Необходимы законодательные и институциональные изменения для обеспечения более сильной дисциплинарной системы прокуроров. Чтобы повысить прозрачность, эффективность и доступ к правосудию, Украине следует также продолжить усилия по цифровизации судебной системы. Все еще необходимо принять системные меры для продвижения реформы исполнения судебных решений, включая исполнение решений Европейского суда по правам человека. Чтобы обеспечить устойчивость усилий по укреплению верховенства права, Украине следует продолжить реформу юридического образования", - сказано в ввыводах.

С момента начала полномасштабного вторжения Украина, как указано, столкнулась с беспрецедентным количеством зверств, совершенных российскими военными. Украинские институты приложили значительные усилия для решения этой проблемы и привлечения к ответственности виновных в международных преступлениях. Ряд правоохранительных органов по указанию Офиса Генпрокурора приступили к расследованию этих сложных преступлений. С этой целью были созданы специализированные следственные и прокурорские управления. Налажено тесное международное сотрудничество, в том числе с Международным уголовным судом и его прокуратурой, Евроюстом, Европолом и многими государствами-членами ЕС. "Для повышения эффективности расследования международных преступлений и сотрудничества с Международным уголовным судом Украине следует и дальше гармонизировать свою правовую базу с применимыми международными стандартами", - сказано в выводах.

В борьбе с коррупцией, как отмечается, "Украина имеет определенный уровень подготовки". За отчетный период, как указано, был достигнут определенный прогресс, в частности, в создании и укреплении всеобъемлющей институциональной базы по борьбе с коррупцией и постепенном накоплении опыта в расследовании, судебном преследовании и вынесении решений по делам о коррупции на высшем уровне. Украина активизировала реформы в этой сфере после получения статуса кандидата в ЕС. Были предприняты новые законодательные, стратегические и институциональные усовершенствования, включая принятие национальной стратегии по борьбе с коррупцией, сопровождаемой комплексной государственной программой по ее реализации. Новые руководители САП и НАБУ были назначены в июле 2022 года и марте 2023 года соответственно после прозрачных и меритократических процедур отбора с привлечением независимых экспертов. С момента назначений НАБУ и САП активизировали сотрудничество и активизировали расследования дел о коррупции на высшем уровне. Система электронного декларирования активов, приостановленная после введения военного положения, была восстановлена и открыта для общественности, "хотя и с некоторыми потенциальными недостатками, связанными с проверочными полномочиями НАПК и данными, подлежащими проверке". "Чтобы обеспечить эффективность и устойчивость усилий по борьбе с коррупцией, Украине следует продолжать наращивать заслуживающую доверия историю относительно расследований, уголовных преследований и окончательных судебных решений по делам о коррупции на высшем уровне, включая арест и конфискацию активов полученных преступных путем. Также следует добиваться своевременной и последовательной реализации Государственной программы по противодействию коррупции на 2023-2025 годы. Также необходимы усилия по дальнейшей оптимизации и совершенствованию материального и процессуального уголовного права. Чтобы справиться с растущей нагрузкой, необходимо увеличить численность сотрудников НАБУ, прокуроров САП и судей Высшего антикоррупционного суда. Кроме того, САП должна быть дополнительно защищена от возможного неправомерного вмешательства путем совершенствования процедур отбора главы САП и ее ключевых должностных лиц, увеличения ее организационной и процедурной автономии и совершенствования системы подотчетности", - указано в выводах.

Украина, как отмечается, имеет определенный уровень подготовки в сфере борьбы с организованной преступностью. Указано, что "был достигнут некоторый прогресс". "Однако правовая база и оперативный потенциал для борьбы с организованной преступностью остаются слабыми. Процедурные пробелы, дублирование юрисдикций, широко распространенная коррупция и неразвитая ІТ-инфраструктура также препятствуют эффективной борьбе с организованной преступностью. Межведомственную координацию необходимо и далее укреплять. Украине также следует начать национальную оценку угроз серьезной организованной преступности в соответствии со стандартами ЕС и нарастить потенциал для ее реализации. Правовая база и институциональный потенциал все еще нуждаются в совершенствовании в отношении финансовых расследований, возвращения активов и управления ими. Прозрачный и основанный на заслугах отбор руководства и персонала, а также надежная система подотчетности должны быть внедрены в Бюро экономической безопасности, ключевом агентстве, которому поручено бороться с экономической преступностью", - говорится в ввыводах.

Что касается основных прав, Украина, как отмечается, "в целом соблюдает международные инструменты по правам человека и ратифицировала большинство международных конвенций о защите основных прав". "Что касается прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Украине необходимо выполнить оставшиеся рекомендации заключения Венецианской комиссии от июня 2023 года и последующего заключения от октября 2023 года. Также необходимы дальнейшие усилия для обеспечения того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться своими правами согласно Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью", - сказано в ввыводах.

В то же время, как сообщается, были введены и приняты важные реформы, такие как новый закон о СМИ. Украина также ратифицировала Стамбульскую конвенцию о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием в июле 2022 года и приняла государственную стратегию до 2030 года по обеспечению равных прав между мужчинами и женщинами, "которая теперь должна быть реализована", указано в выводах. "Лишь ограниченный прогресс был достигнут в области предотвращения пыток и жестокого обращения в тюрьмах и других формах содержания под стражей, где необходимо материализовать культурные изменения в государственных органах власти и необходимы дальнейшие меры для предотвращения и обеспечения ответственности за такие действия. Должен быть принят закон о защите персональных данных, соответствующий законодательству ЕС. Положение детей (но также пожилых людей) в учреждениях опеки, а также лиц с ограниченными возможностями остается трудным, но обязательства по деинституционализации ухода за детьми и восстановлению Украины безбарьерной среды являются многообещающими и должны быть реализованы в качестве приоритета. Аналогичным образом, необходимо усилить поддержку сообщества рома с помощью конкретного и целенаправленного плана действий", - говорится в отчете.

"Несмотря на полномасштабную войну, Украина находится между некоторым и умеренным уровнем подготовки в сфере свободы выражения. Хороший прогресс был достигнут в отчетный период с принятием закона о СМИ в декабре 2022 года, несмотря на введенные во время войны ограничения доступа СМИ и журналистов. Граждане Украины пользуются свободой выражения мнений, а также критическими репортажами в СМИ. Однако наблюдается концентрация СМИ из-за обвала медиа- и рекламного рынка, особенно в телевизионном сегменте. Это ограничило доступ людей к плюралистическим СМИ в Украине. Положение журналистов остается нестабильным как экономически, так и – с момента начала полномасштабного вторжения – физически. Украине необходимо предусмотреть новые способы обеспечения послевоенной структуры плюралистических и независимых неонлайн-СМИ (в частности телевидения), включая долгосрочную перспективу общественного вещания и независимость национального регулятора", - сказано в выводах.

"Из-за последствий продолжающегося полномасштабного вторжения россии, а также ранее существовавших структурных экономических проблем, украинская экономика находится между ранней стадией и некоторым уровнем подготовки к созданию функционирующей рыночной экономики", - говорится в выводах.

Также указано, что "из-за последствий продолжающегося полномасштабного вторжения россии, а также ранее существовавших структурных экономических проблем, Украина находится на ранней стадии подготовки с точки зрения своей способности справляться с конкурентным давлением и рыночными силами внутри ЕС". "Война серьезно повредила столичную инфраструктуру Украины и спровоцировала массовый отток людей, который глубоко повлиял на экономику. Инвестиции в исследования и инновации были низкими, а результаты образования не отвечали потребностям рынка труда, несмотря на довольно высокие расходы и относительно высокий формальный уровень образовательных достижений. В структуре украинской экономики сохранялась концентрация отраслей с низкой добавленной стоимостью. Хотя торговая интеграция с ЕС в последнее время продвигается вперед, в том числе благодаря созданию Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, она остается довольно низкой. В то же время международная реакция в поддержку Украины была массовой за последний год, и будущая реконструкция также может помочь поддержать модернизацию, в которой Украина специализируется на цепочках с более высокой добавленной стоимостью, и помочь укрепить ее конкурентоспособность", - указано в докладе.

Что касается добрососедских отношений и регионального сотрудничества, Украина, как отмечается, поддерживает хорошие двусторонние отношения с другими странами из списка на расширение и с соседними государствами-членами ЕС.

"Что касается способности Украины принять на себя обязательства относительно членства в ЕС, страна продолжала работать над приведением в соответствие с acquis (правовая система ЕС - ред.) во многих областях", - сказано у выводах.

Кластер внутреннего рынка, как указано, является ключевым для подготовки Украины к требованиям внутреннего рынка ЕС и имеет большое значение для реализации Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. "Хороший прогресс был достигнут в области свободного движения капитала и законодательства об интеллектуальной собственности. Некоторый прогресс был достигнут в нескольких областях, особенно в финансовых услугах, свободном перемещении товаров, праве на создание предприятий и свободе предоставления услуг, а также законодательстве о компаниях. Прогресс был ограниченным в области конкурентной политики, а также защиты прав потребителей и здоровья, а также отсутствия прогресса в области свободы передвижения работников из-за полномасштабного вторжения россии в Украину", - сказано в докладе.

Кластер конкурентоспособности и инклюзивного роста и связанные с ним реформы тесно связаны со способностью и потенциалом восстановления и реконструкции, указывают в Еврокомиссии. "Это требует повышения конкурентоспособности и построения устойчивой и инклюзивной экономики. Хороший прогресс был достигнут в цифровой трансформации и средствах массовой информации, а также в Таможенном союзе. Некоторый прогресс был достигнут в сфере налогообложения, образования и культуры. Ограниченный прогресс был достигнут в социальной политике и занятости, предпринимательской и промышленной политике, а также в науке и исследованиях. Никакого прогресса в экономической и денежно-кредитной политике добиться не удалось – из-за полномасштабного вторжения россии, потребовавшего чрезвычайных мер экономической политики", - говорится в выводах.

"Зеленая повестка дня", кластер устойчивых связей и связанные с ними реформы также неразрывно связаны с восстановлением Украины во время и после войны. "Агрессивная война россии против Украины нанесла огромный ущерб транспортной инфраструктуре, окружающей среде и климату. Прогресс был достигнут в нескольких областях внутри кластера: хороший прогресс в области окружающей среды, некоторый прогресс в энергетике и трансъевропейских сетях, тогда как прогресс был ограниченным в области изменения климата и транспортной политики", - указано в докладе.

"В областях, охватываемых кластером ресурсов, сельского хозяйства и сплоченности, прогресс был достигнут, в частности, в трех областях, а именно, некоторый прогресс в сельском хозяйстве и развитии сельских районов, безопасности пищевых продуктов и ветеринарии и фитосанитарной политике, а также в области рыболовства и аквакультуры. Прогресс был ограниченным в региональной политике и координации структурных инструментов, а также финансовых и бюджетных положений", - говорится в выводах.

В кластере внешних связей Украина, как сообщается, "имеет хороший уровень подготовки". "Что касается внешней политики, политики безопасности и обороны, Украина добилась хорошего прогресса, увеличив уровень соответствия соответствующим решениям ЕС и декларациям общей внешней политики и политики безопасности ЕС до 93% (2022 г.). Прогресс был ограниченным в соответствии с торговой политикой ЕС", - сказано в выводах.

Украинские Национальные Новости

политика

    Популярные

    Новости по теме