Как отметил Вовк, он проанализировал действующее законодательство, согласно которому предоставил выводы относительно конечной даты роспуска ВР.
Согласно ч. 2 статьи 90 Конституции Украины, Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если:
1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 этой Конституции;
2) в течение 60 дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;
3) в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Таким образом, Основным Законом определены исключительные основания досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины Президентом Украины.
"Необходимо акцентировать внимание, что действующее нормативное регулирование не предусматривает иного порядка установления обстоятельств, определенных ч. 2 статьи 90 Конституции Украины в качестве оснований для Президента Украины досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, чем их констатация в соответствующем указе Президента Украины. То есть, принятию такого указа не должно предшествовать решение судов или решения других органов, которые бы устанавливали наличие таких обстоятельств", - написал Вовк.
При этом, ч. 5 статьи 90 Конституции Украины указывает, что полномочия Верховной Рады Украины не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или Президента Украины.
Следовательно, для определения конечной даты, до наступления которой Президент Украины может воспользоваться своим правом роспуска парламента, необходимо установить дату окончания полномочий Верховной Рады Украины, относительно которой и рассчитывается указанный выше шестимесячный срок.
Так, согласно ч. 5 статьи 76 Конституции Украины, срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет.
При этом, согласно ч. 6 статьи 79 Конституции Украины, полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги.
"Именно на основании двух приведенных положений в СМИ распространяется утверждение о том, что Президент Украины будет иметь возможность досрочно прекратить полномочия действующей Верховной Рады Украины исключительно к 27 мая 2019 включительно, поскольку полномочия парламента VIII созыва истекают 27 ноября 2019 (27 ноября 2014 действующие народные депутаты Украины приняли присягу)", - заявил председатель суда.
Вовк отметил, что в соответствии с ч. 1 ст. 90 Конституции Украины, полномочия парламента прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
Соответственно, Основной Закон определяет, что Верховная Рада Украины является полномочной не в течение пяти лет, рассчитанных в календарных днях, начиная со дня принятия присяги народными депутатами Украины, а в течение пяти лет, которые заканчиваются в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва. А согласно ч. 3 статьи 82 Конституции Украины, ВРУ собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов.
В то же время, в соответствии с требованиями статей 98-100 Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", официальное обнародование результатов выборов должно состояться в течение 20 дней со дня голосования.
"Таким образом, принимая во внимание назначение очередных выборов в Верховную Раду Украины на 27 октября 2019 года, полномочия действующей Верховной Рады Украины могут длиться и до 16 декабря 2019 (27 октября 2019 + 20 дней на официальное обнародование результатов выборов + 30 дней в открытие первой сессии новоизбранного Верховной Рады Украины), то есть еще в течение 50 дней после дня выборов, что предоставит Президенту Украины право прекратить полномочия Верховной Рады Украины в срок до 16 июня 2019", - резюмировал Вовк.
Напомним, в штабе Зеленского заявили, что говорить о роспуске Верховной Рады не представляется возможным.