“В частности, были найдены и изъяты из учебников немало недопустимых для демократической страны анахронизмов вроде высказываний ”негры“, ”жиды“, ”цыгане“", - говорится в сообщении.
Экспертиза обнаружила, что в учебниках полностью отсутствуют герои, представляющие людей с инвалидностью, а престарелые изображаются исключительно немощными. Так, сегодня 6% населения нашей страны — около 2,5 миллионов человек — это люди с инвалидностью. Сейчас в школы, в инклюзивные классы приходят дети с особыми образовательными потребностями.
Кроме того, как отмечают в министерстве, сейчас в Украине 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, а это — почти 40%. Речь идет и о детях, которые живут исключительно с дедушками и бабушками, со старшими братьями и сестрами, с тетями и дядями.
“Таким образом задача в учебнике вроде ”Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи“ или ”Вместе с родителями обсуди, где можно играть“ подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность. Это недопустимо. Именно поэтому и предложено заменить слово „родители“ на „родные“”, - отметили в МОН.
По этой же причине высказываются предостережения к макетам учебников, где изображения подбираются исключительно с полной семьей.
В основном вывод антидискриминационной экспертизы подробно объясняет причины, в связи с которыми к учебнику высказываются замечания. Например, один из нынешних выводов к учебнику для 1 классов предлагает снять вопрос “Как и где познакомились твои родители?”. Рядом сразу дается объяснение, что возможна дискриминация по семейному положению, ведь вопрос будет некорректным, если:
• мама одна воспитывает ребенка, зачатого в результате изнасилования;
• мама или папа уже находятся в другом браке и не желают говорить о биологическом отце/матери ребенка;
• ребенок, у которого умерли родители, воспитывается другими родственниками, которые не знают, не помнят или им трудно рассказывать о знакомстве родителей ребенка и тому подобное.
Признаки дискриминации имеют и те задачи, которые изображают мальчиков/девочек в стереотипных ролях, тем самым пропагандируя устаревшие формы поведения. Так, это могут быть представления, что о детях могут заботиться только девочки, или что техническими профессиями могут заниматься исключительно мальчики.
В МОН подчеркивают необходимость внимательно относиться к различиям. Так, часто антидискриминационную экспертизу называют “гендерной”. В этих понятиях есть существенная разница, ведь антидискриминационная экспертиза предполагает выявление и устранение всех признаков, по которым может происходить дискриминация в соответствии с законами Украины, в частности, статьей 1 Закона Украины “Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине”.
По данным МОН, методологию осуществления антидискриминационной экспертизы и сертификационную программу разработали на основе отечественных исследований в этой области и международных отчетов UNIСEF о случаях дискриминации в учебниках разных стран мира. В рабочую группу, которая была создана в соответствии с приказом МОН № 713 от 03.07.2015, вошли 25 ведущих специалистов (кандидаты и доктора наук), представляющих различные высшие учебные заведения. Все они прошли профессиональную подготовку.
Напомним, в 2018 году МОН предложило 18 вариантов букваря для первоклашек.