«Теоретически можно закупать импортные товары за доллары, завозить их в Украину и таким образом обеспечивать эмиссию гривны. Но из-за войны возникли огромные сложности с логистикой. Причем, как у импортеров, так и у экспортеров», - констатирует финансист.
Он напоминает, что львиная доля товарооборота Украины проходила через морские порты. А поскольку практически все они заблокированы российскими военными (кроме небольших портов Измаила и Рени), аграрии физически не могут отправить зерно и масличные культуры в Китай, Индию, Египет, Турцию и т.д. Не меньше проблем и у импортеров, многие из которых потеряли отлаженные цепочки поставок товаров в Украину.
«В такой ситуации выходом стала бы полная переориентация грузовых потоков на железнодорожный и автомобильный транспорт. Но пропускная способность такой логистической цепочки в разы ниже, чем при доставке морем. Это будет дорого и медленно. Следовательно, мы не сможем обеспечить себя достаточным объемом импорта даже при наличии валюты внутри страны. В конце концов, это опять-таки приведет к инфляции. И не только к гривневой, но и к «долларовой», – говорит Андрей Волков.
Причем валютная инфляция, по его словам, особенно ярко проявится на фоне фиксированного курса, поддерживаемого исключительно силами Национального банка и применяемыми им административными инструментами.
«С учетом объемов валютного рынка, сумм международной помощи и кредитов в иностранной валюте НБУ сможет удерживать курс гривны достаточно долго. Но при этом он не сможет таргетировать инфляцию, и ее спираль будет неумолимо раскручиваться», - прогнозирует бизнесмен.
По его оценкам, потребительская инфляция в 2022 году составит около 30%. Чтобы сдержать цены и не допустить их неконтролируемого роста, финансист видит три сценария.
«Худший сценарий – это резкое сокращение потребления товаров. Более «мягкий» вариант – возобновление импорта при непрерывном потоке средств со стороны иностранных партнеров в объемах, достаточных для поддержания такого импорта. И это вполне реально осуществить, если удастся добиться разблокировки портов. Но правильный путь – это перезапуск украинской экономики и вывод производства на уровень, который будет соответствовать внутреннему спросу», - говорит бизнесмен.