Детали
Обломки королевского военного корабля Vasa были подняты в 1961 году и на удивление хорошо сохранились после более чем 300-летнего пребывания под водой в гавани Стокгольма.
Его родственный военный корабль Applet был построен примерно в то же время, что и Vasa, по приказу шведского короля Густава II Адольфа.
В отличие от Vasa, который перевернулся и затонул через несколько минут после выхода из порта в 1628 году, родственный корабль был спущен на воду без происшествий на следующий год и оставался в активной эксплуатации в течение трех десятилетий. Он был затоплен в 1659 году, чтобы стать частью подводного барьера для защиты шведской столицы от вражеского флота.
Точное местонахождение аварии со временем было утеряно, но морские археологи, работающие на Врак - Музей затонувших кораблей в Стокгольме, говорят, что нашли корабль в декабре 2021 года недалеко от острова Ваксхольм, к востоку от столицы.
Эксперты смогли подтвердить, что это был давно потерянный аплет, проанализировав его технические детали, образцы дерева и архивные данные.
Части бортов корабля упали на морское дно, но в остальном корпус сохранился до нижней артиллерийской палубы. Упавшие борта имели порты для пушек на двух разных уровнях, что считалось свидетельством военного корабля с двумя артиллерийскими палубами.
Весной 2022 года было проведено второе, более тщательное погружение, и были обнаружены детали, которые до сих пор видели только в Vasa. Было взято несколько образцов и проведен анализ, и выяснилось, что дуб для корабельной древесины был срублен в 1627 году в том же месте, что и древесина Vasa всего несколькими годами ранее.
Эксперты говорят, что Vasa затонула из-за того, что ей не хватило балласта, чтобы уравновесить тяжелые пушки. Applet был построен шире, чем Vasa, и с немного другой формой корпуса. Тем не менее, кораблями такого размера было трудно маневрировать, и Applet, вероятно, простаивал большую часть своей службы, хотя во время Тридцатилетней войны он плыл в сторону Германии с более чем 1000 людьми на борту.
Пока не принято решение о том, поднимать ли корабль, что было бы дорогостоящим и сложным делом.