"Достаточно большое количество положений, содержащихся в этом указе, уже в документах, принятых правительством Украины в течение достаточно большого промежутка времени, до того. Было решение о корпоратизации "Энергоатома", и соответствующие решения по развитию атомной промышленности, и есть концепция развития - энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года, где прописаны все необходимые меры. Потребность только в том, чтобы эти меры выполнялись.
Поэтому в этой части возникает большое количество вопросов и создается впечатление, что или Президент... точнее - его Офис: не разобрались в вопросе, то есть не проанализировали нормативно-правовое поле, не увидели, какие решения было принято до этого. Иначе я могу предположить, что поскольку Президент был с визитом в Хмельницкой АЭС, то, наверное, там он сделал какие-то обещания, реализованных в виде вот такого непутевого документа, как мне кажется", - говорит энергетический эксперт Геннадий Рябцев.
Он считает, что этим указом Зеленский "превысил свои полномочия".
"За Конституцей Украины Президент Украины не является главой исполнительной власти и не возглавляет исполнительную власть. Это означает, что он не может давать поручения КМУ. Единственное исключение - если вопрос касается национальной безопасности, но и такие решения оформляются указом, который вводит в действие решение СНБО. Поэтому этот указ является таким, что не соответствует нормам, которые заложены в Конституции. Он является исключительно относящимся к хозяйственной деятельности", - объясняет он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Неизвестно какой реактор будут устанавливать": ночной указ Зеленского об АЭС назвали "позором".
В указе Президента говорится также о корпоратизации "Энергоатома", которая уже происходит, отмечает Рябцев.
"В Минэнерго сегодня проходит большое количество совещаний, касающихся процессов корпоратизации Энергоатома", - сказал он, подчеркивая, что корпоратизация предприятия ни в коем случае не означает его приватизацию.
Рябцев объясняет, что такой статус "Энергоатома" нужен для привлечения инвестиций и одновременно это является условием Европейского банка реконструкции и развития. Но передача "Укргидроэнерго" в управление Кабмина вызывает вопросы, продолжил эксперт.
"Укргидроэнерго уже давно корпоратизировано и в этой части ответственным за выполнение всех кредитных обязательств Украины является Минэнерго. И когда кто-то говорит о том, что предприятие надо передать в управление КМУ, то возникает очень много вопросов: а как тогда с гарантиями, которые предоставляло государство, подписывая соответствующие кредитные соглашения и почему это попало в повестку дня именно сейчас? Спрашивал ли кто-то в Укргидроэнерго, нужно ли им это? Есть ли какие-то документы, которые обосновывают необходимость передачи в управление этими государственными акциями от Минэнерго в КМУ?", - отметил он.
Ранее против передачи "Энергоатома" и "Укргидроэнерго" в управление Кабмина выступил бывший вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион. Он отметил, что это приведет к потере единого управления энергетической сферой Украины.
Также против народные избранники, которые призвали правительство дать объяснение таким действиям.
Экс-министр топлива и энергетики Юрий Продан также назвал идею подчинить "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" Кабинету министров Украины абсурдной.
В то же время, вышеупомянутый указ Президента содержит положение о достройке двух энергоблоков Хмельницкой АЭС на конструкциях 1980-х годов, что, по оценке экспертов, дорого, сомнительно и, в то же время, ненужно, поскольку в Украине и так профицит производства электроэнергии, в частности атомной.