Для того чтобы реализовать этот подход, МОН подготовило форму свидетельства достижений. Оно содержит два блока. Первая часть - личные достижения - заполняется дважды в течение года. В октябре - промежуточное оценивание и в мае - итоговое оценивание. Вторая часть - предметные компетенции - заполняется только в мае в рамках итогового оценивания.
Для оценки учеников предлагается четырехуровневая система: "имеет значительные успехи", "демонстрирует заметный прогресс", "достигает результата с помощью учителя", "еще требует внимания и помощи".
Кроме зафиксированных учебных результатов, содержащихся в свидетельстве и по которым осуществляется оценка, учитель может добавлять свои характеристики, о которых желает проинформировать родителей. Также свидетельство предусматривает поле для развернутого комментария учителя, который может быть адресован родителям ученика для глубокого понимания развития ребенка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МОН подготовило новую модель оценивания для первых классов
Для учителей также подготовлены подробные методические рекомендации по оценке учебных достижений учеников первого класса.
В них отмечается, что целью оценки ученика в первом классе является формирование уверенности в себе, в своих возможностях, празднование любого успеха, акцентирование внимания на сильных сторонах, а не на ошибках, диагностирование достижения на каждом этапе обучения, адаптации образовательного процесса к способностям ребенка, предотвращение выработки страха ошибки, выявление проблем и своевременное предотвращение их накопления и стимулирование желания учиться и стремиться максимально возможных результатов.
Новый формат оценивания также предусматривает обязательное привлечение ребенка и выработки у него способности к самоконтролю и самооценке, отметили в МОН.
В методических рекомендациях выделяется 5-ступенчатый алгоритм работы учителя по оценке в первом классе. Первый шаг, который должен осуществить учитель - это формулировка объективных и понятных для учеников учебных целей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В МОН рассказали, кто из учителей не сможет обучать первоклассников
Следующее - это ознакомление учеников с критериями оценивания. Третьим шагом для создания успешной системы оценивания в классе является обеспечение активного участия учеников в процессе оценки. Четвертый шаг - обеспечение возможности и умения учащихся анализировать собственную деятельность. Пятая часть алгоритма - корректировки вместе с учениками подходов к обучению с учетом результатов оценки.
При этом в первом классе дети не имеют никаких домашних заданий. Во 2-м классе время на выполнение домашних заданий должно быть до 45 мин, в 3 классе - до 1 часа 10 мин, в 4 классе - до 1 часа 30 мин.
Как сообщал УНН, в этом году количество первоклассников в Украине выросла на более чем 40 тысяч.