В частности Криклий отметил о планах министерства в развитии качественных и современных автодорог благодаря реализации Программы развития украинской сети автодорог через механизм государственно-частного партнерства, которая сейчас финализируется при участии Всемирного Банка и Global Infrastructure Facility. Программа предусматривает восстановление более 4500 км дорог и привлечение инвестиций из частного сектора в размере около 9 млрд долларов США, сообщил Криклий.
В то же время, команда в составе специалистов IFC и ЕБРР завершили предварительный анализ возможности передачи в концессию группами некоторых аэропортов.
"Предполагается, что они смогут получить доступ государственного софинансирования через специальный аэропортовый фонд. Источником наполнения фонда будет, в первую очередь, акциз на авиатопливо, что позволит ежегодно восстанавливать по два региональных аэропорта. К созданию фонда мы уже реализуем концепцию ГЧП - государство дает финансирование на восстановление взлетно-посадочной полосы, а частный инвестор инвестирует в обновление терминальной части. По такой модели сейчас строится аэропорт в Днепре и планируется аэропорт в Закарпатье", - сообщил Криклий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эксперт рассказал, какую выгоду получат украинцы от концессии вокзалов.
По его словам, сейчас изучается возможность открытия и железнодорожного фонда, который может стать источником платежей за эксплуатационную готовность для осуществления концессии вокзалов и других проектов ГЧП, а также ускорить процесс обновления пассажирского подвижного состава Укрзализныци. Вместе с этим, министерство активно готовит концессионные проекты железнодорожных вокзалов Харькова, Днепра, Винницы, Хмельницкого, Николаева, Чопа и Киев-Пассажирского.
"Общий объем инвестиций, необходимый для модернизации 7 железнодорожных вокзалов - 3,8 млрд грн. Сейчас мы проходим необходимые процедуры, которые, конечно, хотелось бы ускорить. В среднем концессионный проект продолжается 22 месяца, из которых 12 - на подготовку. В декабре будем иметь решение о целесообразности подготовки ТЭО железнодорожных вокзалов, в марте 2021 года - ТЭО проектов, и следующий шаг - объявление концессионных конкурсов", - подытожил министр.
Напомним, в Украине в этом году впервые передано в концессию два порта: "Ольвия" и "Херсон". Старт этим проектам дал Президент Владимир Зеленский в сентябре прошлого года, поручив этот процесс Криклию. Победителем конкурса на концессию порта "Херсон" стала компания "Рисоил-Херсон". В свою очередь концессионером порта "Ольвия" стала катарская компания QTerminals.
"Рисоил-Херсон" обязалась инвестировать в развитие порта "Херсон" около 300 млн грн. И еще 18 млн грн - вложить в местную инфраструктуру. Концессия предоставляется на 30 лет, но уже к 2030 году концессионер обязуется обеспечить объемы перевалки грузов на уровне не менее 1,36 млн тонн. В то же время, концессия порта "Ольвия" предоставляется на 35 лет. Концессионные условия предусматривают отчисления QTerminals ежегодных концессионных платежей государству в размере 82 млн грн и выполнение инвестиционных обязательств на 3,4 млрд грн (за 5 лет). Также катарская компания обязана вложить в развитие местной инфраструктуры Николаевской области 80 млн грн.
Справка УНН: Концессия - временное платное владение объектами, принадлежащими государству или территориальной общине. Концессия предполагает обязательные платежи и другие материальные блага в пользу государства со стороны концессионера.