Подробности
В результате авиакатастрофы погибли все находившиеся на борту: 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все члены экипажа и два пассажира были гражданами Украины. Большинство пассажиров были гражданами Ирана и Канады.
Среди пассажиров находились 24 несовершеннолетних, из них 19 детей до 12 лет.
После падения самолета, МАУ сообщили, что борт был исправен и в компании исключили ошибку пилотов. Однако иранская сторона практически три дня настаивала на том, что причиной трагедии, вероятно, стал технический сбой, приведший к возгоранию двигателя. В течение этого времени появились снимки разведывательных спутников, подтвердивших запуск двух ракет "земля - воздух", а также видео запуска ракет иранскими военными.
Уже 11 января президент Ирана Хасан Рухани признал, что самолет был случайно сбит ракетами, выпущенными Корпусом стражей Исламской революции. Иран объяснил ошибку человеческим фактором.
Отметим, что трагедии предшествовало обострению в отношениях между США и Ираном. За несколько часов до авиакатастрофы украинского самолета Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запретило американским авиакомпаниям совершать пассажирские и грузовые перелеты в воздушном пространстве над Ираном и Ираком, а также над водами Персидского и Оманского заливов. В FAA заявили, что обострение ситуации на Ближнем Востоке представляет потенциальную угрозу американской гражданской авиации. Это решение FAA было объявлено вскоре после ракетных ударов Ирана по военным базам США в Ираке.
Ситуация начала обостряться еще в конце 2019, а именно 27 декабря Иран провел ракетную атаку на базу США вблизи иракского города Киркук. После этого американские военные нанесли удар по объектам шиитской организации "Хезболла" в Сирии и Ираке.
В ответ на это сторонники организации атаковали американское посольство в Багдаде, а в ночь на 3 января 2020 года США начали спецоперацию по ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани. Именно его официальный Вашингтон обвинил в подготовке нападения на посольство. В ответ на убийство Сулеймани Иран атаковал военные базы США в Ираке. Именно это предшествовало крушению самолета МАУ.
Сразу после падения самолета иранские власти направили на место крушения следственную группу. Украина также заявила о намерении направить экспертов на место трагедии. До 11 января Иран настаивал на том, что причиной трагедии стала техническая неисправность самолета, что привело к возгоранию двигателя, что после распространения пламени привело к потере управляемости борта. Версия теракта была отвергнута практически сразу.
Сразу с начала расследования возник скандал вокруг бортовых самописцев: СМИ сообщили, что Иран отказывается передавать самописцы компании Boeing в США. Однако официальный Тегеран опроверг эту информацию, хотя позже представитель иранской группы, занимавшейся расследованием, сообщил, что регистраторы повреждены и планов отправлять их в другую страну на расшифровку нет.
Уже 16 января иранская сторона согласилась передать Украине тела погибших и привлечь к расшифровке черных ящиков украинских специалистов. Идентификация тел погибших украинцев была проведена в Иране, после чего их 19 января транспортировали в Украину, а 25 января МИД Ирана сообщил, что виновник в катастрофе самолета находится в тюрьме.
20 января в Украину прибыл министр инфраструктуры Ирана Мохаммад Эслами, с которым были проведены переговоры на самом высоком государственном уровне, в частности, и о передаче бортовых самописцев.
25 января МИД Ирана сообщил, что виновник в катастрофе самолета находится в тюрьме.
29 января Канада официально обратилась в "Международные авиалинии Украины" с просьбой ускорить выплату обязательных финансовых компенсаций родственникам жертв авиакатастрофы в Тегеране.
30 января Украина заявила о готовности вовлечь экспертов из Ирана, Франции и Канады в процесс расшифровки "черных ящиков" и настаивает, чтобы процесс расшифровки бортовых самописцев происходил в Украине. Кроме того, было заявлено, что Украина не видит должной реакции со стороны Ирана в вопросе расследования трагедии.
2 февраля стало известно, что в диспетчерской службе аэропорта Тегерана с самого начала знали, что лайнер МАУ был сбит ракетой. Эта информация содержалась на обнародованных в СМИ записях переговоров между диспетчером и пилотом местной авиакомпании.
После обнародования этих записей Иран заявил о прекращении сотрудничества с Украиной по вопросу расследования. Однако уже 4 февраля Иран заявил, что сотрудничество будет продолжаться.
15 февраля на встрече главы МИД Украины Вадима Пристайко с его иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом. Представитель иранской стороны заверил, что страна не будет проводить самостоятельную расшифровку самописцев, но и передавать их для расшифровки другим странам отказывается. Однако тогда появилась информация, что расшифровку могут провести во Франции.
17 февраля Украина заявила о том, что будет вести переговоры с Ираном по выплате компенсаций семьям погибших, а также будет настаивать на полном и всестороннем расследовании обстоятельств трагедии и не согласится, если виновным будет назван только рядовой солдат.
19 февраля Иран в очередной раз заявил, что ящики не будут переданы на расшифровку в другую страну.
29 марта Иран временно приостановил расшифровку бортовых самописцев из-за пандемии коронавируса в мире.
23 мая представители Ирана заявили, что в крушении виновен оператор ракетной системы, который, вероятно, не общался с командным центром, нарушив правила и открыв огонь "без разрешения".
3 июня снова появилась информация о вероятной передаче бортовых самописцев Франции.
18 июня представители Ирана заявили о готовности отдать Украине "черные ящики" сбитого самолета МАУ, если у нее будет необходимое оборудование. Позже в июне Иран официально пригласил техническую помощь в расшифровке самописцев.
В июле Украинская сторона начала настаивать на проведении переговоров по компенсационным выплатам семьям погибших.
18 июля Франция заявила, что получила "черные ящики".
23 августа Иран обнародовал данные бортовых самописцев.
Бортовой самописец прекратил запись полетных данных в 6:14 утра по местному времени из-за попадания обломков первой ракеты в самолет. До взрыва самолет летел в обычных условиях.
"Черный ящик" успел записать все звуки из кабины пилотов в течение 19 секунд после взрыва первой ракеты. Первая ракета нанесла серьезные повреждения самолету, но двигатели не выключились. Экипаж из трех человек пытался до последнего управлять самолетом. Разговор пилотов свидетельствовал о проблемах с электричеством, инструктор полетов дал указания включить вспомогательный блок питания. Все разговоры пилотов свидетельствовали, по выводам экспертов, об их физическом здоровье в момент полета. В то же время из-за того, что запись прекратилась через 19 секунд после попадания в самолет первой ракеты, эксперты не смогли оценить влияние второй ракеты на катастрофу.
22 декабря появилась информация о якобы обнародовании Ираном окончательного отчета по расследованию. Тогда же иранская сторона заявила, что готова выплатить семьям погибших в крушении по 150 тысяч долларов.
В то же время Украина получила проект отчета только 31 декабря.
Что происходит сейчас
В преддверии второй годовщины Исламская Республика Иран готова вести переговоры о возмещениях родственникам жертв крушения PS752 в двустороннем межгосударственном формате.
“Что касается дипломатического аспекта трагедии, Иран приветствует двусторонние переговоры с привлеченными странами и выражает свою волю. Иран также предоставил необходимые разъяснения по различным военным, криминальным, техническим и юридическим аспектам инцидента во время трех раундов переговоров с украинским правительством в Киеве и Тегеране”, - сообщили в МИД Ирана.
В заявлении добавляется, что "Иран подтверждает свою готовность проводить двусторонние переговоры с каждым вовлеченным государством в отношении совершенных действий на основе доброй воли, уважения к суверенитету государств и внутреннему законодательству, международным обязательствам и в соответствии с согласованной обеими сторонами повестке дня".
4 января суд в канадской провинции Онтарио решил взыскать с Ирана 107 млн долларов в качестве компенсации семьям шести погибших, поскольку на борту сбитого самолета находились 176 человек, в том числе 55 граждан Канады и 35 владельцев канадского вида на жительство. Гражданский иск против Ирана в канадский суд подали родственники погибших Шахин Мохаддам, Мерзад Зарею, Али Горжи и еще три человека, чьи имена не раскрываются по их просьбе из-за опасений действий со стороны иранских властей.
Решение суда не означает автоматическую выплату компенсации. Адвокат истцов заявил, что для обеспечения решения суда он и команда его юристов будут пытаться наложить тяготы на имущество Ирана в Канаде и за рубежом.
21 ноября иранский военный суд начал слушание по делу об уничтожении украинского пассажирского самолета.
Министерство иностранных дел Украины после этого сообщило, что приняло к сведению информацию о начале слушаний в военном суде Ирана по катастрофе самолета Международных авиалиний Украины рейса PS752. Также стало известно, что на первое заседание был приглашен посол Украины.
Позже с заявлением выступила Международная группа по координации помощи жертвам рейса PS752. Так, в частности, министры, представляющие Канаду, Швецию, Украину и Соединенное Королевство, сообщили, что Исламская Республика Иран не приняла предложения встретиться 22 ноября для проведения переговоров по репарациям по сбыту рейса PS752.
Добавим, что за два года в уголовном производстве по катастрофе самолета отправлено 26 международных запросов в иностранные страны. При этом Иран продолжает фактически игнорировать украинские запросы о международной правовой помощи.
Заместитель Генерального прокурора Максим Якубовский в декабре сообщил, что иранская сторона вновь нарушила достигнутые договоренности во время состоявшегося в июне 2021 года третьего раунда межгосударственных переговоров. В частности, не выполнено обещание предоставить возможность ознакомиться украинским прокурорам с материалами иранского уголовного дела, которое уже отправили в суд.