По мнению авторов материала, министр Марченко отказывается обсуждать какие-либо инициативы, связанные с понижением налогового давления на граждан и бизнес. “Я не считаю сегодня возможным проведение радикальной налоговой реформы. Мы себе этого просто не можем позволить, потому что любые дискутируемые сейчас реформы от уменьшения ставок НДС, объединения НДФЛ с ЕСВ до введения налога на выведенный капитал и так далее — они все влекут существенные фискальные риски”, — заявил Марченко.
“В переводе на простой язык это означает, что Минфин в целом устраивает сегодняшняя ситуация с коррупционными схемами вокруг налога на добавленную стоимость, в частности, многочисленные факты „скруток“, к которым причастны высшие должностные лица налоговых органов”, — уверены авторы.
Более того, из риторики Марченко становится понятно, что основной курс Минфина — как, к слову, и налогового комитета Рады — это увеличение налогового бремени. В частности, министр “сожалеет”, что из финальной версии скандального законопроекта 5600 убрали повышение налогов для застройщиков (что должно было привести к удорожанию недвижимости на 15-20%). При этом, по его же расчетам, то, что он называет “схемами” при строительстве жилья, могло бы принести в бюджет всего 3 млрд грн.
“Что касается... готовности Минфина с помощью налоговых органов перепроверить доходы граждан с 1995 года. Это заявление вызвало бурю эмоций у юристов, основные аргументы, почему это не сработает, сводятся к тому, что максимальная исковая давность может составлять 10 лет, а доначисление налогов может происходить за последние три года. При этом закон о косвенных методах проверки доходов не может иметь обратной силы и должен касаться только новых приобретений, а не старых покупок или доходов”, — отмечают авторы.
Тем не менее, по их мнению, даже если конкретно эта инициатива провалится или не будет оформлена как законопроект, понятен общий вектор, в котором двигается Минфин: “вместо борьбы с реальными теневыми схемами (скрутки и контрабанда), будут пытаться найти способ „обилетить“ гораздо более „податливую“ аудиторию — обычных граждан”.
Объемы внешних займов также никто не собирается снижать. “Говоря о прогнозах на 2022 год, Марченко наперед пытается оправдать будущее отсутствие экономического роста внешними факторами — замедлением экономики Китая и повышением стоимости заимствований”, — говорится в материале. Добавим сюда нестабильную ситуацию на востоке страны, рост мировых цен на продовольствие, сворачивание международных программ поддержки экономик после пандемии — и получим практически нерешаемую задачу по выходу на внешние рынки. А значит — невозможность профинансировать необходимые расходы, добавляют авторы.
Для погашения дефицита, необходимо будет привлекать деньги МВФ в обмен на “реформы”. “Очевидно, что на повестке дня останутся высокие — и постоянно и дальше растущие — тарифы на коммунальные услуги, возможный отказ от упрощенной системы налогообложения, приватизация госбанков, отказ от понижения налогов и „пенсионная реформа“, которая рискует превратиться в „пирамиду ОВГЗ“. Ведь основные средства, вырученные от граждан в качестве их персональных взносов, будут направлены на покупку ценных бумаг правительства”, — пишет издание.
Описанные вызовы и кризисы — это возможности для украинской экономики, считает Марченко. “Вопрос только в том, что прежде, чем начать эти возможности реализовывать, нужно минимизировать риски и угрозы. А этим в Минфине, похоже, никто не заниматься не собирается”, — резюмируют журналисты.