Частности АГУ подготовила экспертное заключение, где прокомментировала основные тезисы обвинения НАБУ, отметив следующее:
1. Относительно права городской рады в период с 2016 года по 2019 год передавать в постоянное пользование земельные участки коммунальной собственности коммунальным предприятиям и органам государственной власти.
Руководствуясь Конституцией Украины, статьями 2, 92, 122, 123 Земельного кодекса Украины, считаем, что городская рада имела законодательно определенные правовые основания для предоставления в постоянное пользование земельные участки как коммунальным предприятиям (предприятиям, которые в соответствии с законодательством относятся к коммунальной собственности), так и органам прокуратуры как государственным учреждениям.
2. По сложившейся практике передачи городской радой в постоянное пользование земельных участков коммунальной собственности коммунальным предприятиям и органам государственной власти (органам прокуратуры) с целевым назначением “для строительства и обслуживания жилых домов”.
В открытых источниках можно найти соответствующую информацию, свидетельствующую, что такая практика является достаточно распространенной.
3. Относительно права городской рады в период с 2016 года по 2019 год передавать в аренду земельные участки коммунальной собственности, на которых расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), находящиеся в собственности физических или юридических лиц.
Статьями 116, 122, 123, 124, 134 Земельного кодекса Украины урегулирован общий порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование, а также определены те случаи, когда в соответствии с законом земельные торги не проводятся; определены требования к содержанию ходатайства о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка и запрещено компетентным органам требовать не предусмотренные этой статьей материалы и документы; устанавливает общие основания для отказа в предоставлении такого разрешения. Неприменение конкурентной процедуры в виде земельных торгов допускается исключительно в случае, когда земельный участок государственной или коммунальной собственности предоставляется физическим или юридическим лицам в пользование, с целью обслуживания и эксплуатации исключительно существующих объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), расположенных на таком земельном участке и принадлежащих на праве собственности указанным лицам.
4. Согласно установившейся в Украине практике передачи городским радам земельных участков коммунальной собственности, на которых расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), находящиеся в собственности физических или юридических лиц, без проведения земельных торгов.
Такая практика также является достаточно распространенной, примеры таких решений есть в открытых источниках информации.
О деле
6 октября 2021 года детективы Национального бюро под процессуальным руководством прокуроров САП сообщили
о подозрении 16 лицам в нанесении ущерба Одесской общине на сумму чуть меньше 700 млн грн вследствие некорректного выделения земли под застройку. Помимо мэра Одессы в деле фигурирует Владимир Галантерник и строительная компания “Будова”.
Мэр Геннадий Труханов называет преследование политическим и связывает это с конфликтом с одесским застройщиком Аднаном Киваном, который приближен к первому заместителю директора НАБУ Артему Сытнику. Строительная компания "Kadorr" Кивана прямой конкурент "Будовы".