Украина экспортирует как сырье, так и продукты переработки (с добавленной стоимостью). Пока соотношение этих категорий не сбалансированное (90% сырья и 10% переработки), поэтому страна пока остается "сырьевым придатком" для других стран.
Но тем не менее, ключевые позиции в экспорте продуктов переработки занимают: подсолнечное масло - 47%, шрот и жмых - 13%, мясо - 7%, табачная продукция - 4%, сахар - 3%, изделия из шоколада - 2%, кондитерские и хлебобулочные изделия - 1%, мед - 1%, масло сливочное - 1%, мука - 1%.
Более того, Украина имеет неплохую экспортную динамику в течение года.
В денежном эквиваленте наиболее динамичным было мясо и субпродукты домашней птицы (курятина), что, кстати, представляет собой не сырье, а продукт с добавленной стоимостью. Прирост экспорта за год составляет 31,7% или 102,3 млн долл.
Далее следуют:
- семена рапса + 11,9% (89,5 млн долл. США);
- кукуруза + 3,6% (88,3 млн долл. США);
- масло из рапса, рапсового или горчичного + 98,3% (48,8 млн долл. США);
- яйца птицы + 68,7% (39,7 млн долл. США);
- жмых и другие твердые отходы соевого масла + 44,5% (37,3 млн долл. США);
- орехи (другие) + 61,5% (30 млн долл. США);
- масло соевое + 23% (24900000 долл. США);
- шоколад и другие продукты, содержащие какао + 17,8% (21,1 млн долл. США);
- маргарин + 31% (19,7 млн долл. США);
- кондитерские изделия из сахара + 20,1% (18,7 млн долл. США);
- табак и изделия из него + 6,2% (17,7 млн долл. США);
- плоды и орехи сырые или вареные + 29,1% (15,6 млн долл. США);
- хлебобулочные, кондитерские изделия + 11,3% (12,9 млн долл. США);
- солод + 33,4% (12,3 млн долл. США);
- жмых и другие твердые отходы, получаемые при извлечении подсолнечного масла + 1,8% (12 млн долл. США);
- масло сливочное и другие жиры, изготовленные из молока + 12,4% (12 млн долл. США);
- вино виноградное натуральное + 33,9% (8,9 млн долл. США);
- говядина свежая или охлажденная + 33,9% (8,5 млн долл. США);
- алкогольная продукция + 8,2% (6 млн долл. США);
- молоко не сгущенное + 75,8% (5,4 млн долл. США);
- вода натуральная и минеральная + 13,3% (5,2 млн долл. США);
- соль + 24,9% (4,6 млн долл. США);
- пиво + 16,1% (4,2 млн долл. США).
Как отмечают в МинАПК, украинское масло больше всего любят в Азии и ЕС, подсолнечное масло - в Индии. В то же время, главными потребителями отечественного сливочного масла являются Турция и Марокко, соли - Венгрия, кондитерских изделий - Казахстан и Беларусь.
В министерстве также уверяют, что работают над улучшением динамики экспорта продуктов с добавленной стоимостью.
"Учитывая положительную динамику роста доли продуктов с добавленной стоимостью в общем объеме экспорта АПК, принятую правительством Экспортную стратегию, утвержденную распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2017 года № 1017-р, внедрение системы безопасности производства пищевых продуктов, усиление присутствия Украины на мировых рынках, пищевая перерабатывающая промышленность имеет перспективы к увеличению удельного веса в товарной структуре экспорта", - сообщили в МинАПК.
Эксперты объясняют, что увеличение экспорта продуктов с добавленной стоимостью - это прежде всего доходы ВВП и новые рабочие места. Поэтому динамика очень важна.
"По данным государственной статистики за 8 месяцев 2018 года, около 77% украинского аграрного экспорта составляет сырье. Ежегодный урожай Украины - в среднем 60 млн тонн зерна, из которых 40 млн тонн идет на экспорт в виде сырья. Другими словами, мы теряем возможность трудоустраивать по 26,6 тыс. человек в год и недополучаем 4,8 трлн грн ВВП ", - говорит экономический эксперт Павел Мороз.
Напомним, в этом году Украина поднялась на 6-е место в мировом рейтинге поставщиков курятины. Крупнейший экспортер Украины - "Мироновский хлебопродукт", на плечах которого - 87,9% экспорта продукции.