Профильное издание AgroPolit.com утверждает, что госземля с 2000-х годов "украсться" не могла, потому что нет закона о продаже права на эти земли. Поэтому все операции по использованию агробизнесом этой земле могут быть ликвидированы после отмены моратория и принятия парламентом закона об обороте земель сельхозназначения. В то же время, из-за политических карусели в вопросе "снимать или нет мораторий, открывать или нет рынке земли" и бизнес, и государство только теряют. Первые несут репутационные риски из-за различных схем использования в рамках законодательных щелей этой земли и неоцененности своего бизнеса на международных рынках. Вторая имеет земельную коррупцию и недополучение доходов в местные бюджеты.
При этом издание обнародовало 7 схем, которые использовались и используются сегодня с госземлей. Две из них - в 2002-2016 годах, а еще 5 - по сей день.
Самая распространенная схема, которой пользовался весь агрорынок с 2012 по 2016 год для формирования своих земельных банков - передача госземель физическим лицами, принимавшим ее под ведение фермерского хозяйства (ФХ). До 4 апреля 2016 года действовала ст. 134 Земельного кодекса Украины, которая позволяла гражданам получать в аренду госземлю (без проведения аукционов) под такие хозяйства. Было 2 условия - наличие у будущего фермера диплома об агрообразования и опыта работы в АПК. Такая лазейка позволяла всем участникам рынка наращивать свои земельные банки в период бурных 2000-х. По разным оценкам, безаукционно после 2013 года под контроль физических лиц перешло около 2 млн га с/х земли. Какая доля пошла из них в земельные банки агропредприятий - сказать трудно: найти такую статистику сейчас невозможно. Но, по неофициальным оценкам экспертов, 1 млн га оказался под формированием зембанков агропредприятий, остальные - под ФХ.
"Площадь никак не ограничивалось: человек мог взять для ведения фермерского хозяйства любую площадь земель (без проведения аукциона), главное, у него должно быть аграрное образование и опыт работы в агросекторе. Иногда региональные геокадастры могли требовать документы, подтверждающие востребованность площадей, а также того, что там будет выращиваться", - рассказал AgroPolit.com детали председатель союза Центр развития земельных правоотношений в Украине Леонид Корейба. Те, кто не обрабатывал эту землю самостоятельно, сдавали ее в субаренду агропредприятиям через договор об инвестировании или совместное использование этой земли.
Таким механизмом пользовались тогда все участники агрорынка (крупные, средние, малые), потому что само государство поставило их в такие условия. События двух "майданов" ускорили изменение этой ситуации. И государство, и агрокомпании понимали имиджевые риски дальнейшего использования такой схемы для агрорынка, поэтому, благодаря потеплению политической ситуации в стране, агролоби в парламенте смогло закрыть эту лазейку. Хотя Госгеокадастр и сопротивлялся. Так, 18 февраля 2016 года депутаты приняли закон 1012-VIII "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов".
И после этого из ЗКУ (закон №2768-III) исчезает пункт о фермерской земле. А уже 3 апреля 2016 года все госземли начинают сдавать в аренду только на аукционах.
Вторая схема шла через "Украгропром". Ее прописало само правительство. Как уже писал AgroPolit.com, 6 февраля 2012 года Кабмин Николая Азарова принял распоряжение №113-р - об отчуждении 111,26 тыс. га земли из хозяйств Национальной академии аграрных наук Украины (НААН) в пользу частной компании "Украгропром" (тогда ее связывали с нынешним народным депутатом Сергеем Тарутой) с целью улучшения финансово-хозяйственных показателей. Однако такое улучшение привело к миллионным убыткам, которые разбирают даже сейчас, поэтому уже 18 июня 2014 года распоряжение №583-р отменило предыдущее распоряжение и государство сохранило в землепользовании НААН 111 тыс. га земель госпредприятий опытных хозяйств.
Первой из современных схем являются договоры общего пользования. Как пояснил Олег Кулинич, эти договоры находятся вне юридической плоскости. Но это не главный их минус и негатив. "Использование госземель с помощью таких договоров совершенно не наполняет местные бюджеты. Эти договоры вне юридической плоскости, они - это классическая схема, которую сегодня используют при обработке госземель, которые находятся в распоряжении НААН, различных ГП, как "Коневодство Украины". Общее количество таких госземель - ориентировочно 500 тыс. га. Примерно половина из них задействована по договорам о совместной обработке, поэтому они не учитываются в одном реестре. "Совместная обработка означает минимальную ставку арендной платы с 1 га. Примерно она составляет минимум 3%, а максимум - 7%. Например, в Полтавской области владельцы паев получают от арендатора 10%, то есть разница в 3%. Поэтому сумма средств, которые идут мимо местного бюджета в таком случае, это минимум 200-240 млн гривен", - пояснил земельную арифметику несовершенного законодательства Кулинич.
Второй схемой стала бесплатная приватизация земли. "Процедурой бесплатной приватизации земельных участков, которая описана в ст. 118 Земельного кодекса Украины, формально может воспользоваться любой гражданин Украины. Например, личное крестьянское хозяйство закон дает право "отхватить" до 2 га, под садоводство - до 12 соток, а для ведения фермерского хозяйства - вообще в размере среднего пая, а он в некоторых регионах может достигать десятков гектаров", - сказал заместитель председателя совета Ассоциации "Земельный союз Украины" Андрей Мартын. Желающих получить бесплатную землю становится все больше, а вот свободной "ничейной" земли за 27 лет земельной реформы уже почти не осталось. Поэтому чиновники Госгеокадастра являются реальными распорядителями госземель сельхозназначения фактически по своему усмотрению. Классика этой схемы такова: заинтересованный в земле "бизнесмен" договаривается с обычными украинцами о получении такой земли под дальнейшую ее перепродажу ему или подставным лицам, а уже потом - с чиновником, чтобы это не замечали. Формально она находится в собственности физических лиц, но на самом деле контролируется организатором "схемы" с помощью договора аренды на 49 лет, или вообще на основании неофициальной договоренности.
Впрочем, недавно эту схему "осовременили". После утверждения правительством "Стратегии совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжение ими", - пояснил Мартин, - эту лазейку стали использовать для раздачи земель участникам АТО (им установили специальные квоты, дискриминируя остальных украинцев)". Сейчас эта схема работает так, пояснил Мартын: "Добрые люди" просят участников АТО за вознаграждение в несколько сотен американских долларов написать заявление на бесплатную приватизацию участка и доверенность на дальнейшее распоряжение полученной землей, а после получения участка она сразу перепродается (мораторий, кстати, на такие участки не распространяется). Соответственно, жители местных сел, проживающих на этой территории и, естественно, хотели бы сами работать на этой земле или выпасать скот на общественных пастбищах, остаются "с носом", а ловкие дельцы де-факто используют бесплатную приватизацию как прекрасный инструмент для захвата крупных земельных массивов". По мнению эксперта, это "законодательное окно возможностей" тоже надо закрывать.
Также используются еще 3 схемы: договор о социальной помощи с сельским советом, получение бесплатно в собственность арендуемые у государства земли для ведения хозяйства в размере средней доли пая по району, а также самозахват.
"Ситуация такова: низы (бизнес) категорически не хочет культивировать и развивать дальше старую систему, а верхи (парламент, правительство и Президент) не могут и не хотят ее изменить. Хотя попытки уже есть. Как разорвать этот порочный круг? Выход один: принятие закон об обороте сельхозземель и запустить цивилизованный рынок земли, где каждый игрок понимает и знает свое место. Пайщики получат набор механизмов для распоряжения своей собственностью (в том числе за счет кредитов от государства начинать собственное дело). Бизнес - полностью законные механизмы наращивания зембанка (путем аренды или покупки земли) и, как следствие, капитализацию компаний. А государство избавится от головной боли (земельной коррупции) и даст толчок развитию сектора и притоку инвестиций", - резюмировало издание.
Совершенно очевидно, что решение по земельному закона будет после президентских выборов. Оба кандидата на эту должность уже заявили, что они - за свободный рынок. А вот формат - вопрос дискуссий. Скорее всего, формат будет утверждать Верховная Рада Украины нового созыва, ведь большинства за этот вопрос в действующем парламенте нет.