Детали
AP использовала спутниковые снимки и данные морских радиопередатчиков, чтобы отследить три десятка судов, которые совершили более 50 рейсов с зерном из оккупированных россией районов Украины в порты Турции, Сирии, Ливана и других стран.
Кража, которая, по словам экспертов-правоведов, является потенциальным военным преступлением, осуществляется богатыми бизнесменами и государственными компаниями в россии и Сирии, некоторые из которых уже столкнулись с финансовыми санкциями со стороны США и Европейского Союза.
На спутниковом снимке от 11 июля видно, что "Лаодикия" стоит на причале в Феодосии. Радиотранспондер корабля был выключен. Через две недели, когда судно прибыло в ливанский портовый город Триполи, там заявили, что судно перевозит зерно из небольшого российского порта на другом берегу Черного моря. В копии судовых документов, полученных AP, указано, что портом отправления является Кавказ, россия. Его груз был указан как около 10 000 тонн "российского ячменя и российской муки в мешках". Отправителем груза была указана компания "Агро-Фрегат", а покупателем - компания Loyal Agro Co Ltd., оптовая бакалейная лавка со штаб-квартирой в Турции.
Представитель Loyal Agro сообщил АР, что компания приняла 5000 тонн муки, а остальной груз отправился в Тартус, Сирия.
"Мы достигли соглашения с россией, мука поступила из россии, - сказал представитель компании. - Если бы мука была украдена, то власти Ливана не разрешили бы ее ввозить".
Но «Лаодикия» не могла забрать свой груз на Кавказе, в российском порту, указанном в документах. Корпус корабля, глубина которого достигает 8 метров, сядет на мель в относительно мелководном порту, который, по данным российского транспортного регулятора, может принимать только суда с максимальной глубиной 5,3 метра.
Порт в Феодосии более чем вдвое глубже – легко может вместить крупное судно.
AP отследило 10 рейсов, совершенных «Лаодикией» и ее родственными судами – «Сурией» и «Финикией» – от побережья Украины до портов Турции, Сирии и Ливана.
Другой компанией, занимающейся контрабандой зерна, является Объединенная судостроительная корпорация, российский государственный оборонный подрядчик, который строит военные корабли и подводные лодки для вмф россии. В апреле компания и ее высшее руководство попали под санкции Соединенных Штатов за поставки оружия для военных действий россии.
Компания через свою дочернюю компанию Crane Marine Contractor купила три грузовых судна всего за несколько недель до того, как путин вторгся в Украину, отходя от своей основной деятельности по поставке тяжелых подъемных платформ для нефтегазовой отрасли.
Три корабля совершили не менее 17 рейсов между Крымом и портами Турции и Сирии.
Во время типичного рейса в середине июня 170-метровое судно под названием «Михаил Ненашев» было снято спутником во время загрузки на подконтрольном россии зерновом терминале «Авлита» в Севастополе, Крым, при этом его радиопередатчик был выключен. Экипаж корабля снова включил сигнал через два дня, находясь в Черном море.
Он повернул на юг, в сторону Средиземного моря, и 25 июня прибыл в Дертйол, Турция, где через два дня на эксклюзивном видео, полученном AP, видно, что он стоит у причала, принадлежащего MMK Metalurji, производителю стали.
MMK Metalurji - турецкая дочерняя компания Магнитогорского металлургического комбината, крупного российского металлургического конгломерата, контролируемого Виктором Рашниковым, российским миллиардером, близким к путину. Рашников и его компания попали под санкции Соединенных Штатов, Европейского Союза и Соединенного Королевства за предоставление доходов и оборудования для поддержки военных действий россии.
Как и в случае с «Лаодикией», осадка «Ненашева» слишком глубока, чтобы швартоваться в порту Кавказа.
После вторжения мировые цены на зерно резко подскочили, увеличив прибыль российских контрабандистов и спровоцировав то, что 15 сентября директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли назвал "цунами голода", от которого пострадало по меньшей мере 345 миллионов человек.
Украинский агрохолдинг HarvEast сообщил, что россияне забрали около 200 000 тонн зерна, которое, по словам генерального директора Дмитрия Скорнякова, стоило его компании примерно 50 миллионов долларов.
"Чтобы его украсть, они просто ездят в Ростов и Таганрог, небольшие российские порты, смешивают его с российским зерном и говорят, что это российское зерно", - сказал Скорняков.
Похоже, то же самое происходит и в море.
Спутниковые снимки и данные транспондеров показывают, что большие грузовые суда, стоящие на якоре у берегов россии, встречаются с более мелкими судами, перевозящими зерно как из крымских, так и из российских портов, что скрывает истинное происхождение груза. Затем эти более крупные суда доставили смешанное зерно в Египет, Ливию, Ирак и Саудовскую Аравию.
Высокий спрос на зерно облегчает россиянам поиск покупателей, считает Роман Нейтер, научный сотрудник Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики.
"Продать украденное из Украины зерно не будет никакой проблемой", - сказал он.
Yayla Agro, которая производит упакованные сушеные продукты и готовые к употреблению блюда, которые регулярно хранятся на полках турецких супермаркетов, заявила, что закупила 8800 метрических тонн кукурузы, доставленной российским кораблем в турецкий порт Бандырма 17 июня. Груз стоил около 2,7 миллионов долларов.
В заявлении для AP Yayla Agro отрицает, что когда-то покупала зерно с оккупированных россией территорий Украины, и говорит, что коносамент, сертификат происхождения и другие официальные документы показывают, что судно было загружено в порту Кавказа.
Yayla Agro также подтвердила покупку 7000 метрических тонн кукурузы у другого российского судна 24 июня.
Роль Турции в краже украинского зерна особенно чувствительна, поскольку страна НАТО попыталась сыграть роль посредника между двумя воюющими странами.
В июле Турция помогла заключить соглашение между россией и Украиной, которое позволяет обеим странам экспортировать зерно и удобрения через безопасные коридоры в Черном море. Соглашение не касалось зерна, вывезенного россией с оккупированных территорий.
Тем не менее, есть также признаки того, что само турецкое правительство может быть получателем зерна. AP и FRONTLINE отслеживали рейсы из Крыма в Турцию контрабандных судов «Михаил Ненашев», «Лаодикия» и «Сурия» к докам приморских элеваторов, которыми управляет Турецкий совет по зерну, государственная организация, которая импортирует и экспортирует зерно и другую сельскохозяйственную продукцию.
Хотя турецкие власти обязались остановить незаконную контрабанду, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на июньской пресс-конференции, что его страна не нашла никаких доказательств контрабанды.