“Находясь в начале октября в Англии, я дал интервью журналу Empire. Мне был задан вопрос о фильмах (киностудии) Marvel. Я ответил на него. Я сказал, что попытался посмотреть несколько таких фильмов, однако понял, что они не для меня, они в большей степени похожи на парк развлечений, чем на кино, которое я знаю и люблю всю свою жизнь. Я сказал, что не считаю их произведениями киноискусства, это не кино”, — напомнил режиссер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мартин Скорсезе раскритиковал фильмы Marvel: это не кино
“Некоторые ухватились за последнюю часть моего ответа, назвав его оскорбительным, а также доказательством моей ненависти к Marvel. Если кто-то твердо вознамерился толковать мои слова в таком свете, я ничего не могу с этим поделать”, — добавил он.
Он отметил, что отсутствие его заинтересованности в этих фильмах — “это дело личного вкуса и моего характера”.
“Я знаю, если бы я был моложе, если бы родился позже, эти картины могли бы мне понравиться, а может быть, я и сам захотел бы сделать одну из таких картин. Но я рос в свое время, и у меня выработались свои чувства, свое отношение к кино, к тому, каким оно может и должно быть. И чувства эти далеки от вселенной Marvel так же, как Земля далека от Альфа Центавры”, — добавил Скорсезе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дэвид Линч получил почетный “Оскар”
Он отметил, что для него и тех кинематографистов, которые начинали снимать кино же время, что и он — “фильмы должны были быть откровением — откровением эстетическим, эмоциональным и духовным”.
“Главное в фильмах — это их персонажи, люди сложные, противоречивые, которые порой обладают парадоксальным характером. Это о том, как они могут причинить друг другу боль, как они любят друг друга, как они внезапно сталкиваются сами с собой”, — отметил кинорежиссер.
Он заявил, что ранее кинематографисты “выступали за кино как за форму искусства, равноценную литературе, музыке и танцам”.
Скорсезе также сравнил фильмы Marvel с картинами Альфреда Хичкока.
“Я думаю, Хичкок сам по себе был франшизой. Или он был нашей франшизой. Каждая новая картина Хичкока становилась настоящим событием... В определенном смысле некоторые фильмы Хичкока были парками развлечений... Говорят, что картины Хичкока похожи друг на друга. Наверное, в этом есть доля правды... Но сходство нынешних многосерийных франшиз — это нечто другое. В картинах Marvel присутствуют многие элементы, которые являются определяющими для известного мне кино. Чего там нет, так это откровения, тайны и настоящей эмоциональной опасности. Там нет ничего, что можно назвать риском. Фильмы делают, чтобы выполнить конкретный набор требований и они снимаются как вариации на определенный набор тем. По названию это сиквелы, а по духу ремейки, и все у них официально санкционировано, потому что иначе и быть не может”, — добавил Скорсезе.
Он отметил, что современное кинопроизводство очень тесно связано с культурой потребления.
“Такой характер современных кинофраншизы: сначала изучается рынок, затем проводятся испытания на аудитории, потом все лишнее убирают, картину модифицируют, затем еще раз проверяют, затем снова вносятся изменения, и процесс этот повторяется до тех пор, пока франшиза не будет пригодна к потреблению” , - считает режиссер.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: “Джокер” стал самым кассовым фильмом с рейтингом R
Скорсезе отметил, что фильмы про супергероев вытесняют с больших экранов другие фильмы, а потоковые видеосервисы заменяют кинотеатры. Несмотря на это, он отмечает, что сам недавно снял фильм “Ирландец” для стримингового сервиса Netflix. “Однако, я не знаю ни одного кинематографиста, который не хотел бы делать картины для широкого экрана”, — написал он, и добавил, что на сегодня, чтобы режиссер не снимал, для кинотеатров в приоритете все равно будут фильмы о супергероях. Скорсезе не согласен с тем, что это просто вопрос спроса и предложения: “Если людям бесконечно продают одну и ту же вещь, то они, конечно, захотят ее снова”.
“Как нам всем известно, за последние 20 лет киноиндустрия изменилась на всех фронтах... Речь идет про постепенное, но устойчивое избавления от риска. Многие фильмы сегодня являются идеальным продуктом, изготовленным для немедленного потребления. Многие из них сделаны талантливыми коллективами. Однако, в них отсутствует что-то существенно важное для кино: то, что объединяет концепцию одного художника. Потому что, конечно же, индивидуум в творчестве — это наиболее рискованный фактор”, — написал режиссер, и добавил, что “некоторые люди из киноиндустрии абсолютно равнодушны к вопросу художественного творчества, а к истории кино относятся пренебрежительно и по-хозяйски. А это смертельное сочетание”.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Rolling Stone составил рейтинг самых страшных сериалов в истории телевидения
Он отметил, что на сегодня существует две отдельные области кинопроизводства:
“Первая — это всемирные аудиовизуальные развлечения, а вторая — кино. Время от времени они еще пересекаются, но такое случается все реже. И я боюсь, что финансовое господство первой области используется для того, чтобы вытеснить на обочину и унизить вторую. Для тех, кто мечтает снимать кино или делает первые шаги в этой области, ситуация складывается очень неблагоприятная и даже жестокая. И это наполняет меня огромным сожалением”, — резюмировал Мартин Скорсезе.
В конце октября мнение Скорсезе касательно супергеройских фильмов поддержал другой американский кинорежиссер, автор фильма “Крестный отец”, Фрэнсис Форд Коппола. Он назвал картины киновселенной Marvel отвратительными, а сам Скорсезе, по его мнению, был “слишком любезен” в своих формулировках. Коппола выразил удивление, что ценного может вынести зритель от просмотра такого кино, ведь, по сути, он “просматривает раз за разом одни и те же фильмы”.
76-летний Мартин Скорсезе неоднократно признавался одним из крупнейших и наиболее влиятельных кинорежиссеров современности. Его фильмы, в числе которых “Таксист” (1976), “Бешеный бык” (1980), “Славные парни” (1990), “Банды Нью-Йорка” (2002), “Авиатор” (2004), “Отступники” ( 2006), “Остров проклятых” (2009) получили признание зрителей по всему миру и принесли ему множество наград, включая “Оскар”, “Золотой глобус”, “Эмми” и другие.
Напомним, украинская картина “Домой” (EVGE) Наримана Алиева получила награду за лучший иностранный фильм Босфорского кинофестиваля в Стамбуле.