"По моей информации, возможно частичное удовлетворение конституционного представления и признание неконституционным увольнение большинства люстрованих лиц, кроме нескольких тех, кто занимал высокие политические должности", - написал Пилипенко.
Документ в действующей редакции является политическим и не имеет ничего общего с правом, указал он.
"Чтобы подтвердить политическую природу закона, достаточно вспомнить, как его принимали: голосовали за идею, а на подпись Президенту пошел совсем другой документ", - подчеркнул он.
Кроме того, документ является неконституционным, продолжил Пилипенко. Его авторы нивелировали основную идею люстрации - очищение власти от коррупции, отметил он.
"Идея люстрации была использована ими в собственных интересах ради попадания в парламент и дерибана должностей. Принятый закон "Об очистке власти" стал для них лишь агитационным активом и темой для постов в соцсетях. Для тысяч других он знаменовал крах профессиональной карьеры и потерю деловой репутации, работы и законных источников к существованию", - подчеркнул юрист.
Пилипенко напомнил, что о несоответствии закона Конституции Украины отмечалось трижды Венецианской комиссией (ВК) еще в 2014-2015 годах.
"Мои коллеги из Венецианки заявляли в один голос - закон нуждается в существенной доработке, поскольку не отвечает базовым европейским стандартам соблюдения прав человека и критериям люстрации, определенным резолюциями Совета Европы.
Однако, власть слышала лишь кучку так называемых "люстраторов" которые по-"геббельсовски" впаривали украинцам ложь о якобы поддержке Венецианкой их творения. Не помог даже личный визит председателя Комиссии Джанни Букиккио к Президенту Украины и его заявление о том, что закон о люстрации должен быть остановлен до его приведения в соответствие с международными стандартами. Дерибан шел полным ходом..." - сообщил он.
Так, ВК отмечала, что ответственность по люстрации должна быть индивидуальной, отметил Пилипенко.
"То есть, вину каждого конкретного лица необходимо доказать", - пояснил он.
Во-вторых, в ВК убеждали, что за проведение люстрации должен отвечать отдельно созданный независимый орган, а не Министерство юстиции, отметил юрист.
"Третье - защита от разглашения информации о лицах, в отношении которых проводится люстрационная проверка. Списки людей, которые якобы подпадают под действие закона о люстрации, к моменту ее завершения не должны были обсуждаться публично ни министрами, ни депутатами, ни общественными активистами. Это элементарная защита деловой репутации и частной жизни. Нельзя человека признать виновным, пока его вина не доказана в суде. Так же и в процессе люстрации.
Зато, в Украине процесс люстрации превратился в банальный "дерибан" должностей и сведение счетов", - отметил Пилипенко.
В случае, если КСУ признает неконституционным увольнение большинства люстрованих лиц - украинские правоохранители откроют ряд уголовных производств, считает юрист.
"Против тех, кто фальсифицировал текст закона о люстрации после его принятия парламентом во втором чтении осенью 2014. Против тех, кто применял его в угоду своим собственным интересам и политической карьере. Против тех, кто действовал вопреки Конституции и рекомендациям ВК, получая за люстрацию необходимые "хлебные" должности и гранты на обман украинцев. Против тех, кто врал обществу, создавая иллюзию, что лишать тысячи людей права на профессию - это путь в Европу.
Повторюсь еще раз: за все это будут отвечать конкретные лица, которые занимались люстрацией. Фамилии их хорошо всем известны. И мы можем их назвать для следствия", - резюмировал он.
Напомним, как писал УНН, ЕСПЧ рекордно быстро берет в работу жалобы от люстрованих в Украине правоохранителей.