Сейчас Европейская комиссия финализируют подготовку текста и готовит его на рассмотрение Европарламента и государств-членов ЕС, который запланирован на 14 июля текущего года.
Экспертная команда UBTA проводит анализ проекта. Версия законопроекту не является окончательной, однако уже сейчас можно выделить основные элементы:
1. ВКМИ получит формат квоты на парниковые выбросы, которую будут обязаны покупать европейские импортеры товаров происхождением за пределами ЕС. Цена квот будет привязана к ценам на квоты в рамках действующей Европейской системы торговли выбросами (ЕСТВ).
2. Законопроект внедряет сложную формулу подсчета ВКМИ. Ее элементами, среди прочего, будут средневзвешенные показатели интенсивности выбросов для избранных категорий товаров, средняя недельная цена на квоты ЕСТВ, цены на квоты национальных систем торговли выбросами стран экспортеров и прочее.
3. Экспортеры третьих стран могут получить возможность в индивидуальном порядке защищать перед Еврокомиссией свой кейс путем подачи верифицированных данных о содержании собственных выбросов в производстве (так называемый “углеродный след”).
4. ВКМИ не будет распространятся на ограниченную группу стран: Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн.
5. ВКМИ будет действовать в пилотном режиме в течение 2023-2026 гг. После этого его методология будет пересмотрена, в т.ч. в свете динамики обязательств стран-участниц Парижского соглашения.
Как отметил директор Брюссельского офиса UBTA Назар Бобицкий, не исключаются изменения и дополнения Комиссии к имеющейся версии законопроектуа. UBTA проводит анализ проекта и будет готова поделиться выводами и рекомендациями со своими членами и стейкхолдерами.
В свою очередь, президент UBTA Дмитрий Лось подчеркнул, что появление проекта является сигналом для всех заинтересованных сторон, в частности правительства Украины и экспортеров, активизировать свои приготовления к этому важному шагу Брюсселя.