Детали
"У нас было заседание, в начале февраля. Мы всегда приглашаем обе стороны, мы всегда также приглашает правоохранительные и другие государственные органы, которые могут иметь определенную причастность или владеть информацией. На этом заседании присутствовали и представители Scania, и "Журавлыны", и оба выступали в рамках регламента", - рассказала она.
Янченко отметила, что комиссия не приняла решение по этому делу но не приняла в конфликте ни сторону Scania, ни сторону "Журавлыны", заняв нейтралитет.
"Комиссия не принимала никаких решений по этому кейсу. Более того - решила никаких решений не принимать, но держать руку на пульсе и следить за развитием событий", - отметила она.
Действительно ли беспристрастна парламентская комиссия?
В блоге Галины Янченко на сайте Верховной Рады подробно изложены основные аспекты этого дела с озвучкой только одной позиции - Scania Украины.
"Всемирно известный производитель грузовиков рискует потерять в Украине 123 млн гривен из-за решения Хозяйственного суда Киевской области. (...) А саму компанию решение украинского суда заставило задуматься над сокращением инвестиций в нашу страну", - пишет Янченко.
Более того, председатель спецкомиссии по вопросам защиты прав инвесторов утверждает, что украинскую компанию "поймали на использовании не оригинальных, а также б/у деталей при ремонте автомобилей Scania".
Интересно, что в одном из интервью главный юрист и член дирекции Scania Украины Сергей Замула подчеркивает, что фактических доказательств для обвинения украинцев у них нет, потому что, якобы "поймать "за руку" и привлечь к ответственности не было возможности".
Однако в своем комментарии УНН Янченко категорически опровергла, что комиссия заняла чью-либо сторону в конфликте, а также подчеркнула, что они занимаются защитой не только иностранных инвесторов, но и украинских.
"Мы рассматриваем юридических лиц, которые создают рабочие места в Украине, которые платят налоги. Поэтому, условно говоря, утверждение о том, что кто-то (с обеих сторон - ред.) не является инвестором - это не совсем соответствует действительности", - отметила нардеп, подчеркнув, что комиссия является нейтральной и открытой площадкой для каждого, у кого есть интерес к их делам.
Не влияет ли позиция комиссии на беспристрастность судебной власти?
Парламентская комиссия неоднократная защищала инвесторов в проблемных вопросах, в частности, с правоохранительными, налоговыми и другими государственными органами, осуществлявшими вероятное давление на предпринимателей.
Но в деле по существу двух инвесторов - зарубежного и украинского - Scania и "Журавлына" речь идет о судебном процессе. В своем блоге Янченко четко озвучивает позицию только компании Scania и свои сомнения в беспристрастности суда первой инстанции, который принял решение в пользу "Журавлыны".
"Теперь в Украине дальнейшая стратегия работы Scania может зависеть от одного-единственного решения Хозяйственного суда Киевской области. Сейчас инвестор оспаривает его в апелляционном порядке", - пишет нардеп.
Она также предупреждает апелляционный суд о том, что комиссия будет следить "за ходом рассмотрения апелляции Scania" ведь "это дело не только показательно и важно".
"В судебной системе Украины, бесспорно, много порядочных людей. Однако, пока отдельные служители Фемиды будут принимать сомнительные с точки зрения закона решения, репутация будет испорчена для всех", - заключает Янченко в своем блоге.
На вопрос журналистов УНН о том, не считает ли она, что таким образом комиссия осуществляет давление на судебную ветвь власти в конфликте двух субъектов хозяйствования, народный депутат категорически заявила, что такое мнение предвзятое.
К слову
УНН и в дальнейшем будет следить за ходом ситуации вокруг судебного конфликта Scania против "Журавлыны". Напомним, что сейчас украинские дилеры, с которыми у Scania продолжаются суды ("Проскан" и "Журавлына"), пока не высказали публично свою позицию.
Дополнение
Напомним, что в 2017 году Европейская комиссия оштрафовала шведский концерн Scania на 880 млн евро за участие в сговоре с конкурентами.
А в 2018 году немецкий концерн Volkswagen, в который входит также и Scania, наказали за манипуляции с программным обеспечением дизельных двигателей штрафом на сумму один миллиард евро.