Он указал, что на днях некоторые СМИ распространили информацию, где вина за срыв синхронизации переводится на Кабмин и его решения относительно приоритета использования отечественного угля тепловыми электростанциями. Однако, никакой связи здесь нет, говорит Трохимец.
"Они утверждают, что решение Кабинета Министров Украины о приоритетном использовании отечественного угля для производства электроэнергии на ТЭС является незаконным и что это срывает интеграцию украинской энергосистемы с европейской ENTSO-E. Даже ссылаются на мнение директора секретариата Энергетического сообщества (ЭС) Янеза Копача", - пишет Трохимец.
На самом деле, сертификация НЭК "Укрэнерго" со стороны ЕС не состоялась по двум причинам. Во-первых потому, что остается нерешенным вопрос о собственности активов по передаче электрической энергии (электрическими сетями).
"Сегодня эти активы являются государственной собственностью, а НЭК "Укрэнерго" владеет ими на праве хозяйственного ведения (то есть не может произвести отчуждение). А ЕС считает, что активы должны быть переданы в НЭК "Укрэнерго" на праве полной собственности", - объясняет Трохимец, добавляя, что данный вопрос должен быть урегулирован путем изменения законов.
Вторая причина заключается в том, что некоторые члены наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго" одновременно входят в управление других хозяйствующих субъектов на энергетических рынках.
"Тем самым нарушается принцип независимости", - пишет советник и.о. министра, указывая, что данный вопрос должен решить Минфин, поскольку именно он распоряжается корпоративными правами НЭК "Укрэнерго" и назначает/увольняет членов наблюдательного совета.
Решение о приоритетности диспетчеризации ТЭС, работающих на отечественном угле, является абсолютно законным. Такое право для органов исполнительной власти закреплено в части 5 ст. 44 закона Украины "О рынке электрической энергии", продолжает Трохимец.
"Закон принимался еще в 2017 году и никаких замечаний к этой норме ни в Энергетического Сообщества, ни в Янеза Копача не было", - резюмирует Трохимец.