КИЕВ. 28 июня. УНН. Второй год подряд выпускники школ сдают Внешнее независимое оценивание в условиях карантинных ограничений и дистанционного обучения. Однако если выпускники в 2020 году проучились в таких условиях всего несколько месяцев, то школьники 2021 — весь учебный год. Украинский центр оценивания качества образования опубликовал результаты внешнего тестирования, которые показывают, что второй год результаты школьников улучшаются, чем в до карантинного периода. УНН узнал, как новый процесс обучения повлиял на среднее образование, и почему карантин не обвалил результаты ВНО.
В Украине завершилась основная сессия ВНО-2021, на которую было зарегистрировано около 300 тысяч участников. Комиссия Украинского центра оценивания качества образования определила пороговые баллы сдал/не сдал по ряду предметов ВНО. Для тестирования по украинскому языку он составил — 17 баллов, по украинскому языку и литературе, а также по истории Украины — по 27, по биологии — 22 и по географии — 24 балла. Для тех, кто получал полное среднее образование на языке коренных народов или не из славянской группы, адаптивный порог по украинскому языку был установлен на уровне 10, по украинскому языку и литературе — 19 баллов.
Не преодолели пороговый балл — 7,45% абитуриентов по украинскому языку, 7,96% — по украинскому языку и литературе, 18% — по истории Украины, 2,34% по биологии, 5,38% — по географии. Если сравнивать с прошлым годом динамика улучшилась, к примеру, в 2020 году украинский язык не сдали 8% абитуриентов, а историю Украины — 20%. Но эксперты говорят, что не стоит сравнивать только по проценту учеников, которые не преодолели проходной бал. Так как он может меняться по разным предметам ежегодно, как и количество учеников, которые сдают ВНО.
Однако в прошлом году коронавирус и карантин не помешали выпускникам сдать главный школьный экзамен с результатом на 12% выше, чем в спокойном 2019 году. Также растет динамика “отличников”. Если в 2019 на 200 баллов сдали 274 ученика, в прошлом году 447, в этом — 574 ученика.
Конкретный провал
Если в прошлом году школьники завалили экзамен по истории Украины — 13,19% (или примерно каждый восьмой), то в этом году главным провалом стала — математика. 31% участников тестирования не смогли набрать более 9 тестовых баллов из 67 возможных.
Роман Грищук, депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций считает, что результаты внешнего независимого оценивания неутешительные, а главной “катастрофой” стала математика.
“Нынешние результаты подтверждают слабый уровень математического образования в Украине. А также это является подтверждением результатов международного исследования PISA-2018: более трети школьников не достигли базового уровня в знаниях по математике (данные Организации экономического сотрудничества и развития)”, — рассказывает он.
Инна Совсун, бывший первый заместитель министра образования и наук 2014-2016 гг, рассказывает, что результаты тестирования стали предсказуемыми.
“Я откровенно не понимаю, почему все удивляются результатам по математике. Это ожидаемо, потому что мы теряем математическое образование не первый год. Дети теряют мотивацию учить математику, поэтому, то, что мы сейчас получили достаточно закономерно. Хорошо, что мы зафиксировали эту проблему. Саркастически, что такой результат мы получили в год математики от Зеленского, в рамках которой ничего вообще не произошло”, — говорит она.
Президент Владимир Зеленский подписал указ, которым огласил учебный год 2020-2021 Годом математического образования в Украине.
“С целью обеспечения соблюдения конституционных гарантий по реализации права на образование, создания возможностей для равного доступа украинских школьников к современному и качественному математическому образованию, формирования у них должного уровня математической компетентности, учитывая результаты международного исследования качества образования PISA по математической компетентности соискателей базового среднего образования в Украине, постановляю: объявить 2020/2021 учебный год Годом математического образования в Украине”, — говорилось в указе.
И хоть тестирование показало полнейший провал этой инициативы, в Украинском центре оценивания качества образования считают, что нынешние результаты ВНО по математике, объясняются тем, что значительная часть абитуриентов не планировала использовать математику для поступления, хоть и установленный пороговый балл для теста ВНО по математике был адекватным.
“Пороговый балл по математике 2021 адекватный и позволяет отсечь наименее подготовленных абитуриентов, которые не будут в состоянии учиться в учреждениях высшего образования, где математика является определяющей”, — сообщили в УЦОКО.
Опрошенные эксперты отметили, что задача сертификационной работы по математике была посильной для соискателей полного общего среднего образования. Кроме этого, в тетрадях с тестовыми заданиями были размещены справочные материалы (в частности, формулы), на которые во время выполнения заданий могли опираться участники, но многие из них не могли решить даже элементарные задания.
Социальный разрыв
Стоит ли считать результаты ВНО показателем уровня среднего образования в Украине? Опрошенные эксперты расходятся во мнениях. Народный депутат Грищук считает утвердительно, по его словам, несмотря на все усилия власти, например, создание Всеукраинской школы онлайн, все равно пока что онлайн-образование не может обеспечить тот уровень, что и офлайн-обучения.
“На данный момент — это единственный показатель измерения среднего образования, поэтому результаты ВНО можно считать критерием. Ключевая проблема — нехватка учителей естественно-математических дисциплин и недостаточный уровень педагогического образования. Уровень ребенка не может быть выше уровня педагогического образования учителя”, — поясняет он.
По словам Николая Скибы, эксперта по образованию, ВНО не стоит считать зеркалом среднего образования, хотя оно и отражает многие проблемы и слабые места в системе. “С прошлого года мы увидели тенденцию, что результаты улучшились. Ученики имели возможность сосредоточиться на тех предметах, которые им нужны для поступления в университет. Как видим, такая узкая специализация срабатывает. Плюс мы понимаем, что большинство детей занимались с репетиторами. Это даже было заметно по количеству запросов на специальных сайтах, где можно было найти преподавателя. Даже исходя из общения с родителями, они говорили, что того качества и подхода школьного педагога недостаточно, чтобы хорошо подготовиться”, — говорит он.
Инна Совсун обращает внимание на другую проблему, которое раскрыло ВНО — социальное неравенство к качественному образованию у детей из крупных городов и сел.
“Дистанционное обучение имело свои преимущества в случае, если ребенок имел доступ к адекватной организации учебного процесса в условиях такого обучения.
Когда школа давала все необходимое, и ребенок мог сосредоточиться на учебе и проработать те предметы, которые ему нужны были на ВНО. У всех ли детей была такая возможность? Нет. Среднее образование не стоит судить только по ВНО, но это важный показатель, которого до этого тестирования у нас не было. Мы впервые получили то, что и так интуитивно знали. Во-первых, дети из сел значительно хуже сдают экзамены, то есть разрыв город/село. Во-вторых, материальное положение семьи. Дети из состоятельных семей имели значительно большую возможность, преимущество получить хороший результат — компьютер, интернет, репетиторы. Дети из бедных семей были ограничены в этом. Дистанционка увеличила эти разрывы”, — говорит она.
Грищук отмечает, что среди положительных изменений можно выделить начало финансового стимулирования для тех, кто составляет ВНО с самыми высокими результатами. Появилось 20 ежегодных единовременных премий в размере 5000 гривен каждая (для тех участников, которые набрали 200 баллов по двум и более учебных предметов). 30 премий по 100 000 гривен для тех, кто сдал ВНО более чем на 790 баллов из четырех учебных предметов, один из которых как минимум должен быть составлен на 200 баллов (стипендия каждому в размере 10000 гривен ежемесячно). “Это финансовой поддержкой талантливой молодежи и стимулирования ее к высоким результатам обучения”, — говорит он.
По словам Совсун, не считая провал по математике, по остальным предметам не так все плохо. “Тогда возникает вопрос, какая добавленная стоимость школы? Если в первые карантинные годы результаты не изменились, а даже улучшились по некоторым предметам. Этот год был годом дистанционного обучения, смысл тогда школы, если результаты не хуже”, — задается вопросом нардеп.
Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что уже давно назрела необходимость наработать концепцию профильной старшей школы. Однако эта проблема пока что откладывается в долгий ящик.