Последнее "китайское предупреждение"
“Я не знаю на что рассчитывала украинская делегация, но в итоге получилось так, что в швейцарском Давосе Украина получила последнее "китайское предупреждение" от наших западных партнеров (доноров), в частности МВФ и США”, — отметил Новак.
Как уточнил он, от главы МВФ прозвучало очень четкое и жесткое условие выполнить одно из ключевых требований для продолжения сотрудничества — создание и начало работы антикоррупционного суда (даже с четкими сроками выполнения этого требования). А от США получили четкий сигнал, что сначала украинская власть должна выполнить все требования, а потом можно будет говорить о продолжении сотрудничества.
“Этот сигнал прозвучал в виде того, что не произошло встречи на высшем уровне между Президентом Украины и президентом США. С Порошенко встретился только госсекретарь США. Это очень жесткий политический сигнал. Если президент США не захотел найти даже 10-15 минут для встречи с Президентом Украины, это очень жесткая позиция к Президенту, который олицетворяет украинскую власть. Это означает, что, если в ближайший квартал Украина не выполнит требование по антикоррупционному суду, причем не в президентском варианте закона, а варианте утвержденном Венецианской комиссией, то тогда Украина не получит транш МВФ, а вместе и с ним не получит транш от Евросоюза, который четко связал продолжение сотрудничества с Украиной с продолжением ее сотрудничества с МВФ”, - прокомментировал ситуацию экономист.
При этом, по словам Новака, если Украина останется без финансовой поддержки МВФ и ЕС, это будет означать, что если не в 2018 году, то максимум в 2019 году Украине придется объявить состояние дефолта государственного бюджета.
“Без новых валютных вливаний от МВФ и ЕС, Украина не сможет обслужить внешнедолговые вызовы, пик которых приходится на 2018-2020 годы по формуле 20 + 5 млрд долларов, где 20 млрд — прямой и гарантированный государством долг, а 5 млрд — долг государственных предприятий. Если они не смогут самостоятельно его погашать, то погашать придется из государственного бюджета”, - обратил внимание экономист.
Инвестиционный блеф
По словам Новака, очередные обещания Президента о невероятных инвестициях в Украину сейчас можно воспринимать как инвестиционный блеф и не более.
“Это мы увидели даже по результатам саммита ”Восточного партнерства“, который состоялся в конце 2017 года. На нем Украина вместе с Президентом рассчитывала получить так называемый "План Маршала для Украины" с инвестиционной программой на 50 млрд долларов на 10 лет. В итоге мы получили только возможное сотрудничество с ЕС на 1,8 млрд евро, и то при условии продолжения сотрудничества с МВФ. То есть разница колоссальная”, - отметил специалист.
Экономист убежден, что аналогичная ситуация сейчас сложилась и в отношении Давоса.
“Дело в том, что инвестор не идет под обещания государства, даже президента. Потому что сегодня может быть один глава государства, а завтра, после выборов — уже другой. Инвестор идет под инвестиционные условия, условия ведения бизнеса в стране. А они в Украине сейчас хуже, чем даже у всех наших географических соседей”, - отметил Новак.
Как уточнил экономист, прямым доказательством инвестиционной привлекательности и наиболее объективным критерием в этом случае является объем прямых иностранных инвестиций.
“По итогам 2017 года их поступило более 2 млрд долларов, из которых 1,5 млрд — не прямые инвестиции, а реинвестиции из оффшоров наших украинских компаний, а реально прямых иностранных инвестиций поступило меньше миллиарда долларов”, — резюмировал Новак.
Напомним, Порошенко рассказал о переговорах в Давосе по Антикоррупционному суду.