Цитата:
"Раньше для нас были важны себестоимость, безопасность, качество продукции, а потребителя мы не знали. Считали, что им должен заниматься дистрибьютор. Сейчас мы поняли, что это наша задача, изучаем потребности клиента и хотим добраться до его тарелки", - добавляет он.
До 2023 года МХП планирует запустить 2000 "Мясомаркетов"
Теперь производство сырья - лишь часть бизнеса МХП.
"Мы стремимся облегчить жизнь человека. 69% людей хотят потреблять разнообразную здоровую пищу, но не делают этого, потому что это требует много времени и денег. Мы предлагаем решение "под лень", - добавляет Косюк.
Именно поэтому в прошлом году МХП запустил так называемые "магазины у дома". Вместо точек "Наша Ряба" в городах Украины начали появляться "Мясомаркеты", где кроме мяса можно приобрести и сопутствующие товары (специи, маринады, овощи и т.д.). Их принципиальным отличием от "Нашей Рябы" являются большие площади (не менее 45 кв. м.), современный дизайн, широкий ассортимент.
"Рынок хочет магазинов у дома, которые бы давали не только мясо, но и какой-то минимальный набор продуктов. То, что мы делаем, нужно было начинать три года назад", - говорит Косюк.
К концу 2023 МХП планирует открыть 2000 "Мясомаркетов". Объем инвестиций, необходимый для открытия одного "Мясомаркета", составляет от 50 до 120 тыс. долл. По оценке компании, магазин должен окупиться за 3-4 года.
"McKinsey" оценивает дефицит магазинов у дома в Украине примерно в 7000 единиц. Мы хотим занять ориентировочно 30% этого рынка", - рассказывает Косюк.
МХП развивает здоровый фаст-фуд
Другое направление трансформации МХП - сеть франчайзинговых ресторанов.
"Мы хотим перевернуть ресторанную карту Украины", - уточняет владелец МХП, добавляя, что удовлетворит спрос украинцев на здоровый фастфуд.
С 2020 года МХП развивает два ресторанных формата - шаурмичные "Doner Market" и гостростудии "Секреты шефа".
"Мы постоянно что-то ищем. Наша бизнес-модель постоянно дорабатывается. Я не могу сказать, что мы нашли какую-то волшебную формулу", - комментирует Косюк.
Экспертная оценка
Инвесторы больше верят в кулинарные, чем в просто сырьевые компании, подтверждает стратег финансовой компании Finteum Андрей Нестерук. По его словам, производители мяса торгуются на биржах с мультипликатором не более 10 EBITDA, в то же время мультипликаторы сервисных компаний доходят до 20-30.
"Если МХП удастся изменить позиционирование с сырьевой компании на сервисную, это поможет ему увеличить капитализацию в разы", - говорит Нестерук.
Трансформация - один из факторов, который повышает котировки акций МХП, объясняет экономический эксперт Александр Охрименко.
"Процесс трансформации компании положительно влияет на динамику котировок акций предприятия. Дело в том, что трансформация - это в случае МХП рост доходов компании. Как следствие - рост дивидендов, имеющих прямое отношение к рыночной стоимости компании. Почему в случае МХП - потому что им это, на мой взгляд, удается делать удачно", - добавляет Охрименко.
Добавим, что МХП - публичная компания, акции которой размещены на Лондонской фондовой бирже
Дополнительно
За последние 9 лет МХП прирос активами в Украине и за рубежом, восстановил новые рынки сбыта в 80 странах, построил маслоэкстракционный завод и биогазовые станции, которые обеспечивают все фабрики компании электроэнергией.
Бизнес МХП в Украине состоит из 9 направлений: выращивание зерна, подсолнечника и сои на 380 тыс. га, производство комбикорма, биогазовые станции мощностью 17 МВт, производство птицы и яиц, мясопереработка и франчайзинговая сеть "Наша Ряба" из 1839 точек.
Вместе с европейскими партнерами МХП управляет фабриками в Нидерландах и Словакии. В 2019 году компания впервые самостоятельно купила мощности в Европе - словенского производителя мяса птицы Perutnina Ptuj за 221 млн евро. Его птицефабрики находятся в Хорватии, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине, Австрии и Румынии и поставляют мясо в 15 европейских стран. В 2019 году новый актив добавил в общий доход МХП 271 млн долл.