"Наблюдение за гигантами показало, что бизнес-модель Facebook и Google, основанная на наблюдении за людьми, существенно несовместима с правом на частную жизнь и несет системную угрозу для других прав, включая право на свободу мнений и выражения, и правом на равенство и отсутствие дискриминации", - говорится в отчете.
Отмечается, что доминирование Google и Facebook в современной жизни дает им власть и позволяет собирать и монетизировать персональные данные миллиардов людей.
"Их коварный контроль над нашей цифровой жизнью подрывает саму суть конфиденциальности и является одной из основных проблем прав человека нашей эпохи. Чтобы защитить наши основные человеческие ценности в эпоху цифровых технологий - достоинство, автономию, конфиденциальность - нужно радикально пересмотреть метод работы Big Tech, и перейти к Интернету, в основе которого лежат права человека", - сказал генеральный секретарь Amnesty International Куми Найдо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Google разрабатывает секретный проект по сбору медицинских данных
Указано, что Google и Facebook установили господство над основными каналами, на которые опирается большинство мира для реализации своих прав в Интернете. Различные платформы, которыми они владеют - включая Facebook, Instagram, Google, YouTube и WhatsApp - облегчают поиск и обмен информацией, участие в дискуссиях и жизни общества. Кроме того, Android от Google также является основой большинства смартфонов в мире. И хотя другие компании Big Tech имеют власть в других сферах, платформы Facebook и Google стали основными для взаимодействия между людьми.
"Технические гиганты предлагают эти услуги миллиардам людей, не взымая с пользователей плату. Однако люди платят за услуги своими личными данными, постоянно передавая их через Интернет и в физическом мире, например, через подключенные устройства", - говорится в сообщении.
Отмечается, что платформы Google и Facebook с помощью алгоритмов обрабатывают огромные объемы данных, и получают невероятно детальные характеристики людей. Затем рекламодатели платят платформам, чтобы персонализировать рекламу и нацеливать ее на конкретную аудиторию. Однако, данные можно использовать и в политических целях, что может быть опасным для уязвимых категорий пользователей.
"Правительства должны срочно принять меры по реконструкции бизнес-модели, основанной на наблюдении, и защитить нас от корпоративных нарушений прав человека, в том числе путем применения четких законов о защите данных и эффективного регулирования Big Tech, согласно закону о правах человека", - говорится в отчете.
Напомним, Amnesty International отреагировала на вынесенный судом РФ приговор шестерым фигурантам дела "Хизб ут-Тахрир".