"Будет слушаться вопрос государственной поддержки аграрной отрасли, ее дотирования и налогообложения. Я буду среди выступающих, поскольку я писал докладную на Премьер-министра (Алексея Гончарука - ред.) по этому поводу.
Мы не можем так жить, один год имея 6 млрд грн господдержки, другой - 4 млрд грн, или вообще 1,5 млрд грн, как предлагали", - отметил Козаченко.
В ответ на его письмо Гончарук поручил министру развития экономики Тимофею Милованову создать рабочую группу в Кабмине, куда включить в частности представителей профильных ассоциаций.
Проблем в АПК много, говорит Козаченко. Прежде всего это неопределенность и отсутствие стабильности в государственной политике.
"Мы ложимся спать и не знаем, какие изменения в законодательстве, радикальные, будут приняты ночью. А государственная поддержка должна быть постоянной, как в ЕС. Там, согласно стратегии, которая утверждается на 7 лет вперед, каждый аграрий знает, на какую поддержку он может рассчитывать, какие налоги он будет платить, и может ли он в этих условиях создавать конкурентоспособное производство или нет", - объясняет Козаченко.
Стратегия развития и поддержки украинского АПК должна четко очерчивать модель поощрения отечественного агропроизводителя, считает эксперт.
"Мы должны четко определиться с системой налогообложения и государственной поддержки крупных, средних и малых товаропроизводителей. Мы должны понять, каким реально должен быть годовой размер финподдержки отрасли АПК. Потому предлагаемые на этот год 4 млрд грн - это очень мало. Это в 117 раз меньше, чем в ЕС, в пересчете на 1 гектар господдержки", - объясняет Козаченко.
Отечественным товаропроизводителям сложно работать не только в Украине, но и на внешних рынках, отмечает эксперт. Причина в предвзятом отношении и неравных условиях для Украины. Как следствие, польская свинина в Украине дешевле украинской.
"Мы не субсидируем поставки продукта за границу, потому что подписали соответствующее соглашение с Международной торговой организацией (WTO). И нормы документа, которые запрещают нам субсидировать экспорт, являются неизменными.
Вместе с тем, некоторые страны ЕС, например, Польша, подписывая соглашение с WTO, прописали, что они могут субсидировать экспорт. Поэтому сегодня мы едим польскую свинину, которая дешевле нашей. И по отдельным видам продукции страна предоставляет товаропроизводителям 30% экспортной дотации, в которой мы ограничены", - объясняет он.
Эксперт также прокомментировал намерения отдельных специалистов отрасли делать ставку на развитие в Украине семейных фермерских хозяйств. Козаченко считает, что это не сработает.
"Закидывалось неоднократно, что надо уничтожить агрохолдинги, потому что они, мол, создают опасность для государства. И предлагалось сделать, как в Европе - разделить всех аграриев на хозяйства, дать им по 16 га земли, по две коровы, три поросенка, и пусть работают. Но так не получится: сегодня мы выживаем только за счет того, что у нас индустриальное сельское хозяйство. Если бы оно было семейным - оно бы уже давно зачахло. Поскольку в ЕС, на который мы хотим равняться, 40% всего бюджета идет на дотации семейным хозяйствам", - говорит Козаченко.
Напомним, в 2020 году бюджет государственной поддержки фермеров сокращен почти вполовину и составляет всего 4 млрд грн. Это 0,5% от общего аграрного ВВП Украины.
Для того, чтобы понять, насколько мизерна госпомощь фермерам в Украине, достаточно сравнить этот показатель с другими странами. Например, в Канаде бюджет дотаций фермерам составляет 9% от аграрного ВВП, а это около 6 млрд долларов. Примерно такую же сумму на сельское хозяйство тратит Германия. Общий бюджет прямых выплат фермерам в 2018 году в соседней Польше составил 14,6 млрд злотых, то есть более 3,6 млрд долларов.
Все эти страны являются конкурентами аграрной Украины на мировых рынках, и 4 млрд грн, а это 160 млн долл., на фоне той же Польши выглядят по меньшей мере бедно.
Подробнее о том, почему Украина "отстает" в вопросе экономического национализма, читайте здесь.