Обряд "Гонения гадюк" Министерство культуры и информационной политики внесло в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины. Об этом УНН сообщает со ссылкой на Минкульт.
Министерство культуры и информационной политики внесло обряд "Гонение гадюк" в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины
Детали
Сообщается, что такой обряд зафиксирован в селе Искра Великоновоселковского района Донецкой области и Нижнедуванской громаде Сватовского района Луганской области. Знания и умения передаются от поколения к поколению через совместное проведение действа.
Сам обряд посвящен началу Великого Поста. Ведь пост - это время покаяния во всех плохих поступках. Хотя обряд, скорее всего, происходит из дохристианских верований, но с принятием христианства он приобрел новые черты.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В июле список нематериального культурного наследия пополнился тремя элементами
Отмечается, что участники обряда исключительно мужчины. Они должны очистить дом от злых духов, нищеты, беды, всевозможных болезней и напастей, которые называют "гадюками, гадами". Ведь в народных представлениях гады имели только негативное восприятие. Это можно увидеть в народных сказках, приметах и пословицах.
Каждая хозяйка готовится к встрече с "полазниками". Так называют в селе тех, кто ходит от двора ко двору (от слова "лазить, ходить по селу"). Хозяйка с готовыми гостинцами ждет дома к себе гостей-полазников.
В Минкульте отметили, что в селе первый день Великого Поста именуют "жилавым понедельником". Тогда женщинам категорически запрещено ходить по соседям. Существует поверье, что в этот день женщина, когда зайдет в чужой дом, приносит в дом беду, несчастье.
Возле двора ребята вызывают хозяев, поздравляют их с началом Великого Поста и предлагают "прогнать гадюк" из дома и двора. Затем хозяева благодарят полазников за проведенный ритуал, за то, что не прошли мимо их дома, и дают гостинцы. Детям и юношам орехи, конфеты, пирожки, яблоки, а взрослым мужчинам преподносят рюмку.
Завершается действо за селом в степи сжиганием вспомогательного "инструментария" и общим ужином из того, чем угощали хозяева.
Обряд способствует единству, общению в общине, а также передает знания и ценности от одного поколения к другому через проведение совместных подготовительных действий, привлечение к обряду молодежи.