КИЕВ. 7 июня. УНН. Украинский рынок труда насчитывает огромное количество проблем: нехватка квалифицированных кадров, низкие зарплаты, теневая занятость, трудовая миграция, большое количество безработных с высшим образованием и ряд других. О том, как их можно решить и как трансформируется рынок труда в целом в интервью УНН рассказал и.о. главы Государственной службы занятости Валерий Ярошенко.
— Какие, по Вашему мнению, основные проблемы на украинском рынке труда? Как их можно решить?
— Вопрос не простой. Он связан с огромным количеством факторов. Прежде всего, социально-политических, социально-экономических, даже в определенной степени исторических. То, что Украина граничит со многими европейскими странами сегодня позволяет украинцам, учитывая безвиз, мигрировать и находить работу за пределами государства. Но эта тенденция общемировая.
Кроме того, после экономического кризиса, который был 10 лет назад, добавилась российская агрессия, которая вызвала нестабильность и проблемы в экономике.
Сегодня в определенной степени ситуация на рынке труда стабилизировалась — у нас появляется все больше вакансий. Для сравнения — по состоянию на 1 мая этого года количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, по сравнению с соответствующей датой прошлого года, выросло на 30% и составило 83,3 тыс. единиц. Кроме того, в базе данных службы занятости содержалась информация о 41,8 тысяч предложений работы, полученных из других источников.
То, что минимальная заработная плата была увеличена практически вдвое, подняло и уровень предлагаемых заработных плат в вакансиях. К сожалению, он не соответствует уровню зарплат восточной Европы, но все же определенные сдвиги есть. Так, средний размер заработной платы в вакансиях по состоянию на начало мая текущего года составил 5,1 тыс. грн (на соответствующую дату 2017 — 4,3 тыс. грн). В то же время, существуют предложения работы с достаточно высоким уровнем оплаты труда — более 15 тыс. гривен.
Проблема также заключается в профессионально-квалификационном дисбалансе на рынке труда Украины. В центрах занятости таких крупных городов, как Киев, Одесса, Харьков, Львов до 90% безработных, состоящих на учете, имеют высшее образование. То есть, сегодня высшее образование не дает гарантий трудоустройства.
К нам приходят люди с высшим образованием, они некоторое время не могут найти работу, и им предлагается профессиональное обучение по рабочим профессиям. Такое обучение абсолютно бесплатное для безработных, оно осуществляется в различных учебных заведениях, в частности, в центрах профессионально-технического образования государственной службы занятости. Чаще всего безработные учились по профессиям: электрогазосварщик, повар, парикмахер (парикмахер-модельер), тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, оператор котельной, маникюрша, машинист (кочегар) котельной, водитель автотранспортных средств, продавец продовольственных товаров, швея.
— Касательно высшего образования. Неужели плохо то, что люди стремятся получать высшее образование?
— Молодые люди должны понимать, что получение диплома и настоящие знания, умения и навыки — это две большие разницы. В высшей школе должны понимать, что потребность в специалистах сегодня диктует рынок труда. Мы приглашаем школьников в центры занятости, предлагаем получить профориентационные услуги и пройти профдиагностику.
Специалисты по профориентации сориентируют молодого человека в мире профессий, расскажут какие профессии востребованы в данном регионе сейчас и будут актуальны в будущем. Профдиагностика покажет, какие наклонности у человека, какой у него характер, интеллектуальные способности и тому подобное.
Следует отметить, что в развитых странах Европы только 30% выпускников школ учатся в вузах, а все остальные идут в профтехучилища, получают рабочие специальности. На производстве они занимают среднее звено. И таким образом выдерживается баланс на рынке труда.
Мы же сейчас имеем картину перевернутой пирамиды — 70% выпускников Украины получают высшее образование. Родители тратят большие средства, а молодые люди в результате получают разочарование. Иногда украинцы выезжают в другие страны не только из-за большей заработной платы, но и потому, что не могут найти работу по специальности в Украине.
Поэтому молодым людям важно не ошибиться в выборе профессии в начале жизненного пути. А родители, к сожалению, ментально еще живут старыми принципами, когда институт давал человеку возможность приобретения определенного социального статуса, и пытаются дать своим детям высшее образование. В этом также огромная проблема.
Я советую молодым людям искать работу и приобретать соответствующие практики, начиная с университета или института, даже за малое вознаграждение. Высшая школа такой практики не дает. По окончании обучения выпускник попадает в замкнутый круг — у него есть хорошие теоретические знания, но нет ни одного дня практической работы. А работодатели хотят иметь в своем штате грамотных квалифицированных работников с опытом работы.
Сейчас есть возможность дуального обучения. Человек может работать и параллельно учиться — повышать свою квалификацию, образовательный уровень. Так работает высшая школа во многих развитых странах: Германии, Голландии, Дании. При этом когда человек дуально учится, ему работодатель платит зарплату.
И все же я уверен, что мы живем в стране, которая интенсивно развивается, то есть, мы на правильном пути. В течение прошлого года мы помогли более 800 тысячам украинцев найти работу. В банке данных службы занятости за прошлый год было около 1 млн вакансий.
— Проблема трудовой миграции. За рубежом уже работает немало украинцев. А треть граждан, как свидетельствуют опросы, задумывается о выезде из страны и основной причиной называет именно низкие зарплаты. Как реагирует Государственная служба занятости на эту проблему?
— Следует отметить, что украинцы выезжают за рубеж не только из-за более высоких зарплат, но и потому, что там лучшие условия работы, более безопасная жизнь в стране. Кроме достойное заработной платы для людей важны высокотехнологичные рабочие места и достойные условия труда. Чтобы человек понимал, что будет работать на нормальном оборудовании, будет социально защищен, что ему будет гарантирован по контракту с работодателем социальный пакет — например, отпуск, медицинское страхование, возможность повысить квалификацию и тому подобное. В успешных международных компаниях стимулируют работника по разным направлениям. Например, как это делает Microsoft или другие компании. Они производят корпоративную этику — ты работаешь и знаешь, что ты защищен.
Финансовая система в стране должна быть стабильной, вслед за ней начнет развиваться экономика. Для того, чтобы в государство приходили инвестиции, социально-политическая ситуация должна быть стабильной. Это будет создавать именно такой благоприятный климат в Украине, когда возможно реализовать себя, особенно молодым людям.
Хотя и сегодня у нас есть примеры, когда молодые люди, работая на иностранную компанию онлайн, живут в Украине и не хотят уезжать.
Если говорить языком цифр, то по данным выборочного обследования населения по вопросам трудовой миграции (проведенного Госстатом Украины в январе-июне 2017 года) в течение 2015-2017 годов численность трудовых мигрантов составила 1,3 млн человек.
До выезда за границу большинство граждан (39%) работали на строительстве, 16% были заняты в деятельности домашних хозяйств, 14% — в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, 11% — в перерабатывающей промышленности, 9% — в торговле и ремонте.
Большинство трудовых мигрантов, до выезда за границу работали по самым простым профессиям и на низкоквалифицированных работах (42%).
— Учитывая то, сколько украинцев выезжает на работу за границу, сотрудничаете ли вы в этом контексте с другими странами?
— Недавно мы вернулись к членству в ассамблее “Мировой клуб занятости” для того, чтобы разбираться, какие процессы происходят на рынках труда соседних стран.
У нас очень тесное сотрудничество с Международной организацией труда и структурами, близко с ней сотрудничающими. Например, было проведено обстоятельное исследование на средства ПРООН, которое дало нам возможность определить: соответствует ли вызовам современности наша деятельность, являются ли современным методы и формы нашей работы?
Еще одна программа, которая финансируется Данией, даст возможность изучить украинский рынок труда в разрезе регионов, а именно — какие специальности востребованы в той или иной области, какие кадры готовит профтехобразование. Программа рассчитана на 5 лет.
Есть ряд локальных программ. У нас есть соглашения о сотрудничестве со службами занятости Хорватии, прибалтийских стран. Работаем со Всемирным банком, Банком реконструкции и развития и др.
Государственная служба занятости выдает разрешения на трудоустройство иностранцев в Украине. Больше всего таких разрешений выдают центры занятости Киева, Львова, Харькова, Одессы. За прошлый год выдано около 80 тыс. таких разрешений. Чаще всего разрешения выдаются для трудоустройства специалистов в представительствах известных европейских и мировых структур в Украине.
Мы стараемся в определенной степени отслеживать тенденции трудовой миграции. Но это очень не простые процессы. Цифры называются разные, официальной статистики по работающим за рубежом нет. Кроме того, многие украинцы работают в других государствах на сезонных работах.
— Расскажите, как происходит процесс поиска работы для безработных граждан через государственную службу занятости? Какова средняя продолжительность процесса трудоустройства украинцев (от момента обращения до выхода на работу)?
— Поиск работы для безработного осуществляется в соответствии с его образованием, профессией (специальностью) с учетом заработной платы по последнему месту работы, транспортной доступности и тому подобное.
Также учитывается стаж работы по профессии, квалификация, опыт, продолжительность безработицы, а также потребности рынка труда.
Специалисты службы занятости оперативно подберут безработному лучшие варианты возможного трудоустройства в любом регионе страны, договорятся с работодателем о встрече, помогут в составлении резюме и его размещении на веб-портале государственной службы занятости.
Сегодня 47% тех, кто обращается в службу занятости, трудоустраивается еще до момента получения статуса безработного. Ведь количество вакансий в базе данных службы занятости за полтора года выросло в 4 раза.
Рынок труда меняется, он не является постоянным. Если раньше было большое количество безработных и при этом было мало вакансий, то сегодня количество вакансий является достаточным, но предлагается недостаточный уровень заработной платы.
Добавлю, что служба занятости постоянно внедряет современные технологии, например, у нас действует электронная очередь, есть возможность размещения резюме или вакансии на сайте, мы организовываем вебинары, онлайн интервью и тому подобное.
В течение января-апреля 2018 года средняя продолжительность поиска работы составляла 117 дней. Средняя помощь по безработице — около 4,5 тыс. гривен.
— Есть ли проблемы, на которые следует обратить особое внимание?
— Огромная проблема в стране, в том числе с трудоустройством воинов, вернувшихся с фронта. Через военные комиссариаты мы отслеживаем кто ушел на фронт, кто возвращается, и кто нуждается в трудоустройстве.
Проблема в том, что таким людям в первую очередь необходима психологическая и медицинская реабилитация, а потом уже работа. Но, если человек долго не работает, то теряются трудовые навыки, начинаются психологические проблемы, проблемы в семье. А если человек работает, получает зарплату, чувствует себя социально защищенным — таких проблем меньше.
Сегодня очень не просто найти работу молодым людям. У нас на учете около 35% — молодежь до 35 лет. Часто человек не может найти работу из-за ошибки в выборе профессии. Мы занимаемся переобучением, переквалификацией людей, в центрах занятости работают профконсультанты, которые помогают молодым людям найти себя. Особое внимание уделяется тем, кто имеет проблемы со здоровьем, то есть ограниченные возможности.
Есть определенные проблемы с трудоустройством людей 45+. Работодатели иногда считают, что такие люди уже исчерпали свои возможности, им трудно привыкать к новой работе. Но это не правда. Люди такого возраста хотят работать, у них есть силы, знания, умения, навыки, опыт. Это также категория граждан, которым мы предоставляем практическую помощь. А законодательно работодатель должен брать на работу определенную часть штата именно таких людей.
Работаем мы также и с внутренне перемещенными лицами (ВПЛ). Хочу сказать, что ситуация здесь стабилизировалась. Обращений от вынужденных переселенцев становится все меньше, фактически в разы. Сейчас у нас на учете стоит 7,5 тыс. таких лиц. Добавлю, что с начала года при содействии службы занятости трудоустроено 1,7 тыс. переселенцев.
Для этой категории законодательно выписаны преференции по трудоустройству. Например, если работодатель создал новое рабочее место и взял на это место человека из числа ВПЛ, то мы можем компенсировать работодателю затраты на заработную плату такого лица в течение года при условии, что человек будет работать не менее двух лет. И мы это делаем. Средства выплачиваются работодателю за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Таким образом, стимулируется работодатель и тысячи людей с помощью такой нормы законодательства работают. Такая форма помощи чаще всего используется в Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях, где наибольшее количество переселенцев.
Конечно, существует фактор сокращения населения, падение рождаемости и миграции, но во многих странах мира дефицит рабочей силы как раз компенсируется миграцией. Европа давным-давно это почувствовала.
— А какое обучение может пройти человек в центрах профтехобразования ГСЗ? Каким профессиям научиться?
— В государственной службе занятости функционируют 11 центров профессионально-технического образования, из них три самые мощные: в Одессе, Харькове и Киеве. Оборудованием и методикой преподавания они не уступают европейским стандартам.
Например, в Харьковском центре можно пройти обучение и стать высококвалифицированным оператором станка с программным обеспечением. Это очень востребованная профессия, обучение ведется на современном оборудовании. Люди с высшим образованием переучиваются, чтобы получить эту профессию, а вместе с ней — работу и стабильный заработок. Ведь современные производства высокотехнологичные, здесь нужны специалисты с высоким уровнем знаний.
Срок обучения разный — от месяца до года, в зависимости от того, какая профессия, сложность обучения. В центрах профтехобразования государственной службы занятости учатся люди разных возрастов — от молодежи до людей старшего возраста. И мы единственная государственная структура, которая учит и переквалифицирует взрослое население и по окончании предоставляет диплом государственного образца.
— Принимает ли ГСЗ определенные меры в отношении людей, которые фактически не хотят работать и стоят на учете с целью получения пособия по безработице, а найдя работу увольняются как только становится возможным снова встать на учет в ГСЗ? Сколько фиксируется таких случаев?
— Мы всегда работаем в поле закона. В нашей стране реализуется конституционное право граждан на социальную защиту во время безработицы.
Вместе с тем, законодательством предусмотрено как право граждан, так и их обязанность по содействию трудоустройству.
В частности, статьей 44 Закона Украины “О занятости населения” установлен определенный перечень обязательств для зарегистрированных безработных. В случае несоблюдения рекомендаций по содействию трудоустройству, в том числе за отказ от подходящей работы, назначенная помощь по безработице может быть сокращена, а за отказ от двух предложений подходящей работы зарегистрированные безработные снимаются с учета в центре занятости.
Поэтому нельзя утверждать, что безработные стоят на учете с целью получения пособия по безработице. Статус зарегистрированного безработного имеют только те лица, для которых отсутствует подходящая работа на рынке труда.
Возможно, единичные случаи, когда человек заинтересован состоять на учете в службе занятости, есть. Например, неработающий человек может получать субсидию, если у нее есть справка о том, что она зарегистрирована в центре занятости. При таком условии можно говорить о том, что кто-то пользовался такой нормой и хотел постоять на учете, чтобы взять такую справку.
Существенная проблема — это те, кто становится на учет, работая в сельском хозяйстве, там где сезонная работа. То есть, человек отработал в поле сезон и осенью имеет право прийти и встать на учет. Так прописано законодательство.
— А скольких людей с начала года направлено на общественные работы?
— На протяжении января-апреля 2018 года в общественных работах принимали участие 19,0 тыс. человек, в том числе безработных — 18,9 тыс. человек.
— Состоялась ли реформа ГСЗ? На сколько она эффективна? Сколько было реорганизовано центров занятости в каких областях, районах, городах?
— В рамках реформы мы уже создали 424 филиала, у которых нет статуса юридического лица. Это дает возможность работникам филиалов больше внимания уделять именно работе с клиентами — соискателями и работодателями. Административные, хозяйственные и финансовые функции переданы на областной уровень. Я считаю, что реорганизация службы занятости была очень актуальна. Мы ее завершаем.
Наша цель — чтобы служба занятости была сервисной, доступной, небюрократических структурой, где каждый желающий (как работодатель, так и безработный) может получить большое количество разнообразных услуг. И для этого не должно быть никаких преград. Поэтому мы применяем современные онлайн-сервисы, современные формы, методы и подходы к работе. И на все это направлена наше реорганизация.
— Известно, что в январе этого года в вашем кабинете проводились обыски. Вы утверждали, что они связаны с уголовным производством по работе Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, и вы никогда там не работали. Однако, можете ли вы прокомментировать, почему с обысками пришли именно к вам?
— Мне трудно сказать. Я думаю, что могут ошибаться и правоохранительные органы. С тех пор ко мне больше никто по этому поводу не приходил. В том постановлении, которое подписал следователь, было сказано, что дело касается Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Я никогда не работал в этом Фонде, никакого отношения к нему не имел. До прихода в службу занятости я 2,5 года работал заместителем Министра социальной политики. Возможно, кому-то показалось, что каким-то образом я имею отношение к тому уголовного расследованию, но это не так.