Социальные выплаты семьям с детьми
Как отметила Пищулина, бюджетный кризис в стране заставляет правительство к более жесткому учету средств, поэтому было принято решение об инвентаризации всех социальных выплат. Законам Украины "О государственной помощи семьям с детьми" семьям с детьми назначаются такие виды государственной помощи:
- помощь в связи с беременностью и родами;
- помощь при рождении ребенка;
- помощь при усыновлении ребенка;
- помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство;
- помощь на детей одиноким матерям.
Выплаты по беременности и родам (декретные выплаты)
По словам эксперта, в соответствии с указанным законом право на получение денежной выплаты в связи с беременностью и родами в 2018 году имеет каждая беременная женщина, но размер помощи и порядок ее получения будет зависеть от статуса женщины (работает ли женщина, учится, является ли частным предпринимателем, военнослужащим или безработным) и от размера ее доходов.
В частности, для работающих женщин законом предусмотрены выплаты в размере 100% от средней заработной платы, предоставляемые сразу за весь период декретного отпуска. Сумма декретных выплат зависит от двух показателей: среднедневной зарплаты и количества календарных дней декретного отпуска.
"К сожалению, бывают случаи, когда будущая мама вынуждена находиться в больнице (на "сохранении" или в связи с необходимостью лечения патологии беременности). В этом случае, в соответствии с законом "Об общеобязательном государственном социальном страховании", выдается больничный, на основании которого осуществляется выплата пособия по временной нетрудоспособности, а не помощи в связи с беременностью и родами", - отметила ведущий эксперт социальных и гендерных программ "Центра Разумкова".
Как добавила она, размер выплат по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа:
- 50% средней зарплаты - при страховом стаже до 3 лет;
- 60% средней зарплаты - при страховом стаже 3-5 лет;
- 70% средней зарплаты - при страховом стаже 5-8 лет;
- 100% средней зарплаты - страховой стаж более 8 лет.
Помощь тем, кто учится, - аспирантам, докторантам, студентам высших учебных заведений I-IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведений - назначается в размере месячной стипендии.
"В этом случае женщина самостоятельно решает, что она будет получать: социальную помощь или стипендию", - пояснила Пищулина.
Физические лица - предприниматели получают социальную помощь при условии уплаты единого социального взноса. Эксперт обратила внимание на то, что до 1 января 2016 года для получения помощи в связи с беременностью и родами женщинам - частным предпринимателям надо было платить ЕСВ за увеличенной ставкой.
"Женщины-предприниматели не были застрахованными лицами и, соответственно, не имели права на получение больничных в период болезни или в случае ухода в отпуск по беременности и родам. На сегодняшний день для получения декретных выплат частному предпринимателю достаточно платить единый социальный взнос и не иметь задолженности", - подчеркнула Пищулина.
Неработающим женщинам в качестве декретного пособия выплачивается 25% от прожиточного минимума (ПМ), установленного для трудоспособного лица, в 2018 году составляет:
Помощь при рождении ребенка
По словам Пищулиной, помощь при рождении ребенка остается в последние годы неизменной - 41 280 грн - и не зависит от очередности рождения ребенка (первый, второй или третий).
Пособие выплачивается поэтапно в течение трех лет. Первая часть - в размере 10 320 грн - выдается через 2-3 месяца после подачи в социальные службы всех необходимых документов. Остальная сумма - ежемесячно равными частями (по 860 грн) в течение следующих 3 лет (выплаты на детей до достижения ими трехлетнего возраста в размере 130 грн еще предыдущими решениями правительства были отменены).
Помощь одиноким матерям
Эксперт отметила, что согласно закону Украины "О государственной помощи семьям с детьми" право на финансовую поддержку в 2018 году имеют:
- одинокие матери (не состоящие в браке);
- одинокие усыновители;
- а также мать (отец) детей в случае смерти второго из родителей (при условии неполучения пенсии по потере кормильца или социальной пенсии).
Согласно закону, помощь одиноким матерям зависит от среднемесячного дохода семьи (законом установлено, что членами семьи одинокой матери является она сама и ее дети. Доходы родителей одинокой матери и других лиц, совместно проживающих с ним и детьми в одном доме/квартире, не будут влиять на среднемесячный доход семьи одинокой матери).
Одинокая мама может претендовать на помощь от государства только в том случае, если на одного члена семьи приходится сумма, которая не дотягивает до прожиточного минимума (1700 грн - на 1 января).
"Размер пособия является расчетной величиной, она рассчитывается, исходя из разницы между 100% прожиточного минимума, установленного для ребенка соответствующего возраста, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход семьи за 6 месяцев необходимо разделить на 6, а затем - на количество членов такой семьи). Полученный после деления доход необходимо сравнить с соответствующим ПМ. Если в результате сравнения среднемесячный доход на каждого ребенка окажется: выше соответствующего ПМ - то социальные выплаты на детей такой одинокой матери не назначаются; ниже соответствующего ПМ - тогда одинокой матери будет назначена социальная выплата на детей в размере разницы между ПМ на ребенка соответствующего возраста и среднемесячным доходом на одного члена семьи", - пояснила Пищулина.
Таким образом, получение социальной помощи зависит от результата сравнения среднемесячного дохода члена семьи с размером конкретного ПМ.
"Иными словами, одинокая мать может получать социальные выплаты на всех своих детей или только на одного (нескольких) или вообще не получать помощь от государства", - уточнила эксперт социальных и гендерных программ "Центра Разумкова".
При этом, как подчеркнула Пищулина, такое законодательное регулирование выплат семьям с детьми имеет неоднозначные последствия.
"С одной стороны, определенная категория женщин будет получать помощь в гораздо большем размере, чем это было раньше. В частности, раньше женщины получали от государства помощь в размере не менее 30% от прожиточного минимума (до 2016 года женщины получали по 350,10 гривен на дошкольника и 436,50 гривен на ребенка от шести до 18-ти лет. Кроме того, существовал увеличенный размер адресной помощи - тем мамам, которые получали низкие доходы). Сейчас женщины получают помощь в размере 100% от прожиточного минимума (в случае, если женщина не имеет доходов)", - добавила она.
С другой стороны, по словам эксперта, по приблизительным оценкам специалистов, треть женщин, получавших пособие на ребенка, пока лишены права на детское пособие. В действующей редакции закона "О государственной помощи семьям с детьми" отсутствует норма о том, что все одинокие матери, независимо от состояния, имеют право на ежемесячную выплату.
"По нынешней формуле Минсоцполитики появилась категория женщин с "высоким доходом" (пожелаем такие "высокие доходы" чиновникам и народным депутатам) - матери-одиночки, если их ежемесячный доход превышает расчетный, не будут получать государственную помощь", - отметила Пищулина.
При этом, по ее словам, законодатель позаботился о том, чтобы женщины не пользовались статусом матери-одиночки с целью получения большего дохода.
"В частности ст. 18-1 закона "О государственной помощи семьям с детьми" предусматривает, что "женщина, имеющая детей от лица, с которым она не находилась и не находится в зарегистрированном браке, но с которым она ведет совместное хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, права на получение помощи, установленной на детей одиноким матерям, не имеет. При регистрации этой женщиной брака с лицом, от которого она имеет детей, помощь на детей, рожденных от этого лица, не назначается". При этом здесь же есть и такая норма: "Если одинокая мать, одинокий усыновитель, мать (отец) в случае смерти одного из родителей зарегистрировали брак, то за ними сохраняется право на получение пособия на детей, родившихся или усыновленных до брака, если такие дети не были усыновлены мужем", - обратила внимание эксперт.
Вместе с тем она добавила, что возникает вопрос, кто и каким образом будет контролировать, что женщина с мужчиной ведут общее хозяйство.
"Например, если состоятельный мужчина и женщина живут вместе, имеют ребенка, а брак не зарегистрировали. Женщина, например, не работает (но семья имеет высокие доходы) и, тем не менее, женщина как безработная имеет право получать помощь в размере прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста", - пояснила Пищулина.
Максимальный размер детских пособий для одиноких матерей в 2018 году равняется прожиточному минимуму для детей соответствующих категорий в случае, если семья не имеет никаких доходов. Если доход есть, то необходимо из указанной суммы вычесть среднемесячный доход в расчете на одного человека. Среднемесячный доход за детей в возрасте от 18 до 23 лет необходимо сравнивать с прожиточным минимумом для трудоспособных лиц.
Размер детских пособий для одиноких матерей в 2018 году:
Пример расчета:
Если в семье насчитывается три человека (двое детей - 12 и 4 лет и мать, которая является одинокой в отношении обоих детей), среднемесячный доход семьи - 2500 грн (сюда входит и заработная плата, и выплаты после рождения ребенка и т.д., учитываются все возможные источники доходов). Таким образом, на одного члена семьи среднемесячный доход составит 2500 грн/3 человека = 833,33 грн.
На ребенка 4-х лет размер пособия одинокой матери составляет:
1492 грн (ПМ) - 833,33 грн = 658,67 грн.
На ребенка 12-и лет размер пособия одинокой матери составляет:
1860 грн (ПМ) - 833,33 грн = 1026,67 грн.
Таким образом, женщина имеет помощь в размере 658,67 грн и 1026,67 грн на полгода. Далее она вновь должна обращаться в социальные службы и предоставлять информацию о своих доходах и помощь будет перечисляться по обновленным доходами.
Беременные и работодатели
Что касается отношений беременных и работодателей, то по словам Пищулиной, права беременных женщин хорошо защищены законодательством.
В частности, согласно Трудовому кодексу (Кодекс законов о труде), работодатель не имеет права отказать беременной женщине в приеме на работу. Если работодатель отказывает женщине, то он обязан сообщить женщине о причинах отказа в письменной форме. Причем отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.
Уволить беременную женщину по собственной инициативе работодатель также не имеет права. Увольнение допускается только в случае полной ликвидации предприятия, где работает женщина. При этом на владельца предприятия возлагается обязанность трудоустройства беременной.
Обязательное трудоустройство беременных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.
В случае нарушений со стороны работодателя, на него, согласно законодательству, можно наложить штраф. Также предусмотрена административная и уголовная ответственность. Оштрафовать могут по решению суда, если нарушения не признаны грубыми.
"К сожалению, определенная жесткость нашего законодательства компенсируется его тотальным невыполнением. С одной стороны государство не выполняет свои обязательства по защите прав граждан, с другой стороны мы являемся свидетелями правовой неосведомленности наших граждан. Женщина должна знать свои права и может отстаивать их в суде", - подчеркнула эксперт.
Однако, по словам Пищулиной, сейчас достаточно сложно отстаивать свои права в суде рядовому гражданину, в результате тех изменений, которые происходили в сфере судебной реформы: это становится дорогим для обычного гражданина, он должен уплатить повышенные судебные сборы, нанять для защиты профессионального адвоката, на которого также необходимы деньги, понадобятся деньги также под "залог корпоративных адвокатов", кроме того, суды сейчас перегружены и рассмотрение дел является длительным, не хватает судей.
"То есть, пока судебная защита для граждан существенно затруднена", - резюмировала эксперт.
Напомним, правительство увеличило размер ежемесячной адресной помощи внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.